Какова официальная позиция современной РПсЦ в отношении имяславия? Прошу дать более-менее обстоятельный богословски обоснованный ответ. Например, святой преподобный Максим Исповедник в толковании на молитву Господню сказал: «Имя Бога Отца, пребывающее Сущностным образом, есть Единородный Сын Его». В 1351 г. Константинопольский Собор признал православным и обязательным для всех членов Церкви учение свт. Григория Паламы о том, что «Энергия есть Сам Бог (Theos)» (Письмо к Иоанну Гавре // Hagiou Gregoriou tou Palama Syggrammata II (Фессалоники, 1966) 340. 12-13). «Энергия Бога есть Сам Бог», — говорит свт. Григорий Палама. Свщмч. Дионисий Ареопагит так пишет об Энергиях и об Именах Божиих: «Эти общие и соединенные разделения или благолепные исхождения Всецелой Божественности мы постараемся по мере сил воспеть, от являющих их в речениях богоименований, — прежде, как уже было сказано, придя к выводу, что все благодеятельные имена, когда они прилагаются к Богоначальным Ипостасям, нужно понимать как относящиеся ко всей Богоначальной Целостности без изъятия» (О Божественных Именах II, 11). То есть Имена, которыми именуются Ипостаси Св. Троицы в Божественных Писаниях, не просто «являют» Бога и указывают на Него, но являют Его действенно, ибо Сами Эти Имена являются «благодеятельными» (или «благо-энергетическими»), способными действовать, т. е. по внутренней сути являются нетварной Энергией Божией, через которую Бог становится причастным твари. Согласно с этим Святоотеческим учением и понималась имяславцами формула «Имя Божие есть Бог»: Имя Божие есть Бог по Энергиям. Свщмч. отец Антоний (Булатович) писал: «Во Имени Христовом мы имеем тварную, так сказать, оболочку, т.е. те звуки и буквы, которыми мы выражаем Истину. Сии звуки и буквы на каждом языке разные, и в вечность они не перейдут, и не суть что-либо единое с Господом Иисусом Христом, почему когда мы, говоря о Имени, имеем в виду тварное слово человеческое, коим выражается идея о Боге и о Христе, то уместно говорить о присутствии Божием во Имени Своем, когда же мы имеем в виду самое Имя, то оно есть сама Истина, есть Сам Бог, как Господь сказал о Себе: «Аз есмь… Истина» (Ин. 14:6). Под Истиной о. Антоний понимал то, что Бог открывает людям о Себе Самом, т.е., по св. Дионисию, «являет» Себя нам, — что и есть Его Энергия. «Энергия Божия — значит Деятельность Существа Божия, — писал о. Антоний. — …Святой Григорий Палама установил, с одной стороны, неслитность Деятельности Божией с Существом Божиим, а с другой стороны — нераздельность Деятельности Божией от Существа Божия и Божеское достоинство и Божескую природу Деятельности Божества». Все творения святого преподобного Симеона Нового Богослова вообще основаны и пропитаны имяславием, потому нет необходимости мне их вам приводить, ограничусь и сими Св. Отцами. Ф.Е. Мельников написал по этому вопросу целую книгу в опровержение Древнейшего Учения Св. Отцов об имяславии. Хотелось бы узнать в конце-то концов официальную позицию по данному вопросу от представителей современной РПсЦ. На каком камне вы стоите, в защиту ли имяславия, или на стороне имяборцев, или, может быть, занимаете срединное положение?
Какова официальная позиция РПсЦ в отношении имяславия?
Доброго здоровья, Андрей! Вы хотите узнать официальную позицию Русской Православной старообрядческой Церкви по вопросу об имяславии, хотя сами прекрасно знаете, что имяславческое движение возникло не в нашей Церкви, а в среде новообрядцев в начале ХХ в. Старообрядцы в этих спорах не участвовали. Поэтому обвинять их за это в ереси, мягко говоря, некорректно. Настораживает другое. Вы задаёте вопрос не с тем, чтобы узнать истину, а с тем, чтобы по признаку отношения к имяславию определить «правильность» или «неправильность» РПсЦ. Позиция же Ваша при этом ясна: употребленнное Вами слово «имяборцы» говорит само за себя.
Однако православность учения определяется иначе. Послушаем цитируемого Вами святителя Григория Паламу: «А то, что мы православно веруем в Бога, т.е. прекрасно, утвержденно и благочестиво мыслим относительно Него, каким образом это явить нам? — Тем, что мы единодушны, единомысленны и единоисповедны с богоносными Отцами нашими» (омилия в неделю Православия).
Мы ничего в православном учении не прибавляли и не убавляли. А вот еретики, напротив, поступают подобно Ироду и Иродиаде. Тот же святитель Григорий говорит: «Но и с противящимися истине Благочестия (Православия) сбывается подобное же, лучше же сказать, они делают подобное. Потому что постыждаемые Пророками, Апостолами и Отцами, которых мы приводим, они сначала как бы запирают их в книгах, говоря: оставьте их там лежать, и пусть никто ими не пользуется и не ссылается на них; в этом они оказывают непослушание даже Господу, говорящему: «Испытайте Писания и в них обрящете жизнь вечную» (Ин.5:39). Затем Иродиадой, т. е. своим тщеславием, настроенные и приведенные в еще худшее состояние, они эти священные слова представляют как бы «на блюде» заколотыми, убивая их своими собственными комментариями, на радость и в то же время гибель согласующихся с ними» (Слово на усекновение главы славного Пророка, Предотечи и Крестителя Господня Иоанна).
Мне представляется, что Вы поступаете так, как здесь описано: находите святоотеческие писания и подводите их под свою теорию. Причем эти цитаты всплывают на первой же странице поисковой системы при вводе слов имяславие и имяборчество. Во времена преподобного Симеона Нового Богослова не было и самого термина «имяславие», но Вам кажется, что все его писания проникнуты этим учением. Или приводите цитату из толкования святого Максима Исповедника на молитву Господню, но вырываете её из контекста. Прочитайте весь абзац, и увидите иной смысл:
«В этих [словах] Господь учит молящихся, что [молитву] подобает начинать сразу с богословия, а также посвящает их в таинство образа существования Творческой Причины всего сущего, будучи Сам по сущности этой Причиной. Ибо слова Молитвы являют [нам] Отца, Имя Отца и Царство Его, чтобы с самого начала [Молитвы] научились чтить единую Троицу, призывать Ее и поклоняться Ей. Ибо Имя Бога Отца, пребывающее сущностным образом, есть Единородный Сын [Его]. А Царство Бога Отца, также пребывающее сущностным образом, есть Дух Святой. То, что Матфей называет здесь Царством, другой Евангелист назвал Духом, говоря: Да «приидет Дух Твой Святый, и да очистит нас».
Для искренне и в простоте сердца верующих людей понятно, что «хвалите имя Господне» значит то же, что «хвалите Господа». А в Священном Писании и в псалмах, помимо имени Божия, говорится и о лице, и о деснице, Оке и др.
Скорбь и болезнь обретох — и имя Господне призвах (Пс. 114:3-4)
И не пощадит тебя око Мое, и не помилую, и воздам тебе по путям твоим, и мерзости твои с тобою будут, и узнаете, что Я Господь (Иез. 7:4)
Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к молитве их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них (Пс. 33:16-17).
Десни́ца Госпóдня вознесé мя, десни́ца Госпóдня сотвори́ си́лу (Пс. 117:16).
На мой взгляд, само это имяславческое движение — сплошное теоретизирование. Но главное, что с самого начала оно несло в себе смуту и сектантский дух. То, что его поддержали некоторые видные философы, дела не меняет. Одно дело — тонкие философские рассуждения, не каждому уму посильные, а другое дело — громоздить из этого поводы для обвинения всех в ереси, считая себя святее всего мира.