Здравствуйте! Соответствует ли Истине нижеприведённая цитата-утверждение? Если нет, то дайте обоснованный ответ, почему. «Знаете ли вы, что старообрядцы уверены (во всяком случае, прежде были уверены, а что они думают сейчас — не знаю), что Церковь после реформ патриарха Никона утеряла благодать, так как, кроме всего прочего, отверглась Духа Святого. И дело здесь не в форме сложения пальцев при крестном знамении и не в чем-то другом, а в том, что во время реформы патр. Никона в Символе веры убрали одно очень важное слово. Вместо «и в Духа Святаго, Господа Истинного Животворящаго» стали произносить «и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго». То есть пропало слово «Истиннаго». Старообрядцы говорили, что из-за этой страшной редакции Символа веры произошло отречение от Духа Святого; мы, так сказать, отступили от Истины, поскольку перестали считать Духа — Истинным Богом, а это уже откровенная ересь, и человек, не считающий Духа Святого истинным третьим Лицом Святой Троицы, не может называться православным. Все, может быть, так и было бы, если бы не одно «но». В греческом оригинале Символа веры в словах о Духе Святом нет слова «Истинного». Таким образом, не мы нарушили священные догматы веры, а старообрядцы держатся за неправильный перевод… Как тут не вспомнить замечательные слова священномученика Киприана Карфагенского: «Обычай, если на его стороне не стоит истина, есть только старое заблуждение, которое должно уступить место истине…»
Действительно ли из-за редакции Символа веры произошло отречение от Духа Святого?
Русская Православная дораскольная Церковь фактом официального издания богослужебных книг утвердила традицию перевода греческого текста Символа веры на славянский язык с использованием слова «Истинного». Это было общепринятой укоренившейся традицией. Нововведения Никона проводились без всякого соборного согласования и церковного обсуждения, исходя только из личных представлений патриарха о том, как будет правильно. Церковь с этим не согласилась. Русской Церкви, которая воспринимала себя «Соборной», было чуждо такое единоличное решение вопросов, которые касались каждого христианина.
Дело в том, что реформа Никона коснулась тех слоев церковной жизни, которые были понятны каждому простолюдину. Крестное знамение и Символ веры были знакомы каждому русскому от рождения. И поэтому такая перемена большей частью Церкви была воспринята как ересь. При поверхностном знакомстве с греческим языком видно, что слово «Господа Истинного» является возможным переводом греческого слова Кириос. И поэтому выражение Киприана Карфагенского о «худом обычае» никаким образом не объясняет этой ситуации. Ломка всем привычного, не противоречащего греческому оригиналу славянского Символа веры, была одним из пунктов ломки Русского Православия. И поэтому большая часть Русской Церкви не приняла этого. Были попытки обсудить эти новшества. Но вместо церковного обсуждения, эту большую часть прокляли и начали уничтожать.
Так как может посмотреть эта часть людей на действия новообрядцев? Ведь нельзя же такие действия объяснить особым Даром Духа Святого? Ради того, чтобы не впасть в богохульство, старообрядцы и считают с тех пор, что гонители и разрушители устоев древней Церкви не могут иметь Духа Святого. А раз они не могут иметь Духа Святого, то они не могут быть Церковью.