Батюшка, скажите, пожалуйста, можно ли поклоняться иконам, на которых вместе с изображениями святых написаны бесы?
Можно ли поклоняться иконам, на которых вместе с изображениями святых написаны бесы?
Уважаемая Мария! Такие иконы, действительно, есть. В том числе — и относящиеся к глубокой древности. Взирая на такие иконы, мы молимся не на изображения бесов, а на лики святых, и обращаем свою молитву не к дьяволу, а к Господу Богу и просим избавить нас от того искусителя, которого Он отгоняет от Себя. На Седьмом вселенском соборе было прочитано и одобрено такое сказание об изображениях на иконах.
Я полюбил, — говорит св. Златоуст, — и залитую воском картину, полную благочестия; потому что я видел на иконе ангела, поражающего полчища варваров; я видел попранными племена варварские и Давыда, справедливо говорящим: «Господи, во граде Твоем образ их уничижиши» (пс.72).
На том же соборе были прочитаны следующие слова из послания Григория папы римского к Герману, святейшему Патриарху константинопольскому:
Если Господь не воплотился, то пусть и не изображают святого образа Его в человеческом виде; если Он не родился в Вифлееме от преславной Девы Богородицы, если волхвы не приносили даров, если пастырям не явился ангел, если множество небесного воинства не возносили песни Рожденному... то пусть не изображают этого...
Если Он не воскрешал мертвых, не восставлял расслабленных, не даровал прокаженным очищения, если Он не делал слепых зрячими, а потом не делал речь косноязычных ясною, не укреплял ноги хромых и не изгонял демонов, если Он не отверзал слух глухим, не совершал чудес и не творил божественных знамений, то пусть не изображают этого!
Если Он не принял добровольно страдания, не обезоружил ада и, восстав, не вознесся на небо, с тем, чтобы снова придти судить живых и мертвых, то истории, в которых рассказывается об этом, пусть ни письменами не пишутся, ни красками не изображаются. Но так как это всё было, и есть великая тайна благочестия, то (о, если бы возможно было), чтобы и небо, и земля, и моря, и все животные и растения, и всё, провозглашало об этом и звуками, и письменно, и живописными изображениями.
Из приведенного послания св. Григория положительно ясно, что изображать на иконах можно решительно всё то, что имело место в самой действительности. Из Писания мы знаем, что Господь был искушаем сатаной, знаем также, что Господь сходил во ад, и, сокрушив его врата, извел оттуда пребывавших дотоле там прародителей. Почему же тогда не изобразить всего этого? Да, мы не видели диавола как духа, но мы не видели также и Господа Саваофа, не видели и ангелов. Изображаем же их так, как они были видимы некоторыми: Господа Саваофа в виде «Ветхаго деньми», а ангелов — в виде благообразных юношей с крыльями. Диавол же был видим некоторыми в виде «мурина», т.е. чёрного лицом и страшного видом. Почему же и не изобразить его в таком виде, когда требуется представить посредством живописи соответствующую историю? Ведь иконы — это живая история, книга без слов. Грамотный или неграмотный прочитает ее в одно мгновение, и эта книга может действовать сильнее письмен, влияя непосредственно на наш ум и сердце.