Заместитель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, председатель новгородской общины ДПЦ, Алексей Александрович Безгодов, на состоявшейся 23 и 24 июня 2016 года в Московском Доме национальностей международной старообрядческой конференции «Старообрядчество, государство и общество в современном мире» выступил с докладом о современном положении старообрядческих согласий в России и их численности.
***
Несмотря на историко-культурную общность, старообрядчество в конфессиональном плане не имеет единства. После никоновского раскола середины XVII века наиболее традиционная часть Церкви сохранила старые православные устои, но оказалась в условиях гонений. В результате некоторых идеологических разногласий древлеправославие разделилось на два основных направления — «поповское» («беглопововское») и «беспоповское», в рамках которых в XVIII-XIX веках сформировалось несколько согласий (религиозных деноминаций). В правовом поле современной России представлено четыре старообрядческих согласия, имеющих централизованные религиозные организации.
К поповскому направлению относятся Русская Православная старообрядческая Церковь, являющаяся крупнейшим старообрядческим объединением, и Русская Древлеправославная Церковь. К безпоповцам принадлежат Древлеправославная Поморская Церковь и Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия.
Русская Православная старообрядческая Церковь (РПСЦ, белокриницкое согласие, «австрийское» согласие, старое название (в 1846-1988 годах) — Древлеправославная Церковь Христова Белокриницкой иерархии. Белокриницкая иерархия была учреждена в 1846 году после присоединения к беглопоповцам Босно-Сараевского митрополита Амвросия.
Произошло это в с. Белая Криница, на территории Австро-Венгерской империи (ныне Западная Украина), от этих именований и произошло бытовое название согласия. С 1853 г. структура Белокриницкой иерархии складывается и на территории России. Во второй половине XIX — начале XX веков возникло несколько расколов, которые к середине XX века в основном были преодолены.
В РПСЦ совершаются все таинства, принятые в православии. Признается апостольское преемство в официальных новообрядческих деноминациях и правильно совершенное (в три погружения) крещение, также признается крещение в других старообрядческих согласиях. Руководителем церкви является Митрополит Московский и Всея Руси Корнилий (Титов).
Высший орган церковной власти — ежегодно созываемый Освященный Собор. Административно церковь разделена на епархии. В настоящее время в России 12 епархий РПСЦ и 7 епископов. По данным Министерства Юстиции на 2015 год, зарегистрировано 184 религиозных организации и действует 1 монастырь. При митрополии в Москве имеется Духовное училище, а также церковно-исторический музей и общественная библиотека с читальным залом. За пределами России Московская митрополия объединяет общины на территории стран СНГ, а также имеет заграничные епархии на Украине и в Молдавии.
РПСЦ состоит в каноническом общении с братской церковью в Румынии, которая имеет 6 епархий и около 70 приходов. РПСЦ ведет активную церковную и общественную деятельность, строятся новые храмы, организовываются общины, проводятся крестные ходы, выступления хоров знаменного пения, фотовыставки и прочее. Ведется миссионерская работа среди других старообрядческих согласий, а также в Африке. Митрополит Корнилий является членом совета по взаимодействию с религиозными организациями при Президенте РФ.
Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ, беглопоповцы, «новозыбковское» согласие). РДЦ организационно оформилась в начале ХХ века, с учреждением иерархии после присоединения к старообрядчеству из новообрядчества архиепископа Николы (Позднева) в 1923 году и епископа Стефана (Расторгуева) в 1929 году.
Возникшая иерархия к середине ХХ века объединила оставшихся беглопоповцев, которые не признавали уже имеющуюся Белокриницкую иерархию. Крупнейший духовно-административный центр находится в г. Новозыбкове Брянской области. В конце ХХ века произошло несколько разделений, которые в настоящее время в основном преодолены.
РДЦ содержит все таинства, принятые в православии. Признается апостольское преемство в новообрядческих деноминациях и правильно совершенное (в три погружения) крещение. Также признается крещение в других старообрядческих согласиях. Руководителем церкви является Патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин).
Высшим органном управления церкви является регулярно собираемый Освященный Собор. Административно церковь в России разделена на 6 епархий, в которых служат четыре епископа. Также есть еще две епархии вне пределов России и два епископа. Еще два епископа находятся на покое. По данным Минюста на 2015 год, в России действуют 105 религиозных организаций РДЦ, из них 5 монастырей и одно учебное заведение. В Новозыбкове действует Высшее духовное училище. РДЦ находится в каноническом общении с Грузинской Древлеправославной Церковью и ведет активную работу по организации новых приходов и строительству церквей. Особо активно ведется работа в Нижегородской области и в республике Бурятия. Хорошо развита издательская деятельность. В общественной жизни РДЦ не так активна, как РПсЦ.
Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ, поморское согласие). Старое название (в 1909-1989) — Старообрядческая Поморская Церковь. Поморское согласие оформилось в конце XVII века. После смерти последних дораскольных священников была отвергнута практика приема беглых священников из новообрядчества. Наименование «поморцы» утвердилось благодаря следованию в службах Поморскому Уставу, который был рассчитан на проведение служб мирянским чином, то есть без священства. Устав ДПЦ был составлен на основе Соловецкого устава. С конца XVII до середины XIX веков ведущим духовным центром был Выговский монастырь в Карелии.
В первой половине XVIII века произошли разделения по вопросу отношения к браку и по отношению к властям. Поморцы среди безпоповцев занимали наиболее либеральные позиции. ДПЦ признает все таинства, принятые в православии, однако в связи с отсутствием священства исполняются только два таинства — крещение и исповедь, допустимые для исполнения мирянами. Также по решениям соборов благословляется христианский брак. Старообрядцы-поморцы высшим органом власти имеют Церковный Собор, состоящий из мирян — представителей общин. В период между соборами деятельностью церкви управляет Российский Совет ДПЦ — председатель Олег Иванович Розанов.
Каноническая дисциплина держится на основе авторитета духовных наставников и признании решений Церковных Соборов. В России ДПЦ имеет условное деление на регионы — 9 церковных областей, в которых имеются ведущие ответственные общины, а в некоторых местах региональные советы. По данным Минюста зарегистрировано 48 религиозных организаций ДПЦ, однако большая часть общин действует без регистрации. В Санкт-Петербурге действует заочное духовное училище. Общины ДПЦ ведут учебную, издательскую, культурно-просветительскую и прочую деятельность, направленную на развитие церкви и общества.
В других странах имеются свои поместные объединения во главе с Центральными или Высшими Советами ДПЦ. Поместные объединения ДПЦ разных стран (Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина) находятся между собой в молитвенном общении и каноническом единстве.
Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия (ДСЦФС, федосеевцы) Одно из старых названий — христиане древлеправославного кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского безбрачного согласия.
Староверы федосеевского согласия в 2014 году зарегистрировали собственную ЦРО ДСЦФС, ее председатель — Кожев Константин Викторович. Однако большинство общин по традиции сохраняют автономный статус либо действуют без государственной регистрации. Общины распространены в основном в европейской части России.
Федосеевское согласие в условиях отсутствия священства исполняет только два таинства — крещение и исповедь, при безусловном исповедании всех семи таинств. Федосеевцы оформились в начале XVIII, разделившись с поморским согласием в вопросе возможности заключения церковных браков в отсутствии священства. Наименование имеют в память о духовном отце и учителе Феодосии Васильеве (умер в 1711 году).
В Федосеевском согласии имеется два основных духовных центра: Московская Преображенская община и Казанская старопоморская община.
Численность старообрядцев
Во второй половине XVII века численность оставшихся верными древлему церковному благочестию некоторыми исследователями оценивалось как половина всего населения, а это минимум 7-9 миллионов человек, а в XVIII веке — в пределах трети всего населения. Наибольшую заинтересованность в исчислении действительного количества старообрядцев всех согласий проявил чиновник МВД по особым поручениям П.И. Мельников-Печерский, который указывал на несоответствие официальных данных и реальной численности. Причем в некоторых регионах расхождение данных оказалось в разы.
В начале ХХ века, как современниками, так и исследователями, численность старообрядцев оценивалась в 10-20 миллионов человек. За период советской власти, когда старообрядчество потеряло опору в среде купеческого и промышленного капитала, когда были разрушены патриархальные родовые семьи, нарушена преемственность поколений при полном отсутствии духовного воспитания, численность верующих старообрядцев стала стремительно уменьшаться. Ранее крепкое деревней старообрядчество теперь становится во многом городским движением, к сельским общинам принадлежит лишь четверть населения.
Численность старообрядцев в СССР подсчитывали с помощью сводок, передаваемых из местных органов власти, которые, в свою очередь, получали эти данные очень часто от представителей самих общин, при этом неважно, была община зарегистрирована или нет. Учету также подлежали количество священников, наставников, совершенных венчаний, крещений, погребений и т.д. Получаемые при этом данные, скорее всего, оказывались весьма близкими к действительным. В 1980-х годах указывались цифры в 1,5-2 миллиона «приверженцев» старообрядцев всех согласий. Даже современные оценки численности старообрядцев очень часто основываются на этих данных.
Исследовательской службой «Среда» в 2012 году было проведено свое исследование, которое осуществлялось посредством опроса населения. Такой метод выявил порядка 0,5% старообрядцев из числа опрошенных, что в масштабах всей страны дает не более 700 тысяч человек. Причем, согласно этому же опросу, 31% (около 220 тысяч) из них стараются соблюдать все предписания своей веры, и лишь 3% (около 22 тысяч) являются активными прихожанами. Однако такой метод полон погрешностей, так как разные регионы имеют разную плотность старообрядческого населения, да и не всякий старообрядец в ходе опроса укажет свою религиозную принадлежность как старообрядчество, предпочитая православную или христианскую идентичность.
Вопрос о примерной численности старообрядцев, если и не каждого согласия, то по крайней мере общего количества, можно было бы решить, включив вопрос о вероисповедании в проходившую Всероссийскую перепись, однако этого сделано не было, и нам теперь остается пользоваться случайными и примерными оценочными сведениями.
Министерство Юстиции Российской Федерации ведет учет зарегистрированных религиозных организаций, из отчетов можно узнать данные о количестве таких организаций по основным конфессиям, что также дает нам возможность определить долю старообрядцев среди религиозных организаций России и взять на себя смелость пропорционально оценить хотя бы примерную численность людей, относящих себя к старообрядчеству, с учетом атеистов, имеющих старообрядческое происхождение.
Так, всего в России на конец 2015 года зарегистрировано 27785 религиозных организаций, из них к «новообрядному» православию принадлежит 16359 (58,9%) (из них РПЦ МП — 58,6%), к исламу всех направлений — 5151 (18,5%), к различным протестантским деноминациям — 4860 организаций (17,5%) и к староверию всех согласий — 353 организации (1,3%). Несмотря на малый процент, старообрядчество занимает четвертую позицию в России по численности среди религиозных направлений, превышая иудеев 268 (около 1%), буддистов 249 (0,9%) и католиков 235 (0,8%). В относительном пересчете на население страны 1,3% составляет 1,9 миллиона человек, что, по нашему мнению, с учетом всех условностей весьма близко к реальности.
Со своей стороны мы могли бы предположить следующий метод подсчета населения, принадлежащего к старообрядчеству. Как известно, в старообрядчестве не ведется учет принадлежащих к древлеправославию, но в тоже время в каждой общине известно количество исповедников. Опрос исповедников в общинах ДПЦ как в городах, так и в сельской местности привел к следующим выводам: в среднем на каждого исповедника приходится до 5 человек родственников и знакомых староверов, которые на исповедь не ходят, но при этом иногда посещают храм или обращаются за заказом треб, то есть в некоторой степени участвуют в жизни общины. Кроме них есть еще до 20 человек крещеных, но совсем не ходящих. Получается соотношение 1:5 и 1:20. К примеру, если в общине около 100 исповедников, то условно прихожан будет около 500 человек, а хоть как-то осознающих свою принадлежность к старообрядчеству может быть до 2 тысяч человек. В зависимости от уровня духовности этот показатель может изменяться в ту или иную сторону, но в среднем он вполне отражает общее положение. Однако для подсчета общего количества принадлежащих к старообрядческим согласиям необходимо знать число исповедников во всех общинах, что в настоящее время не представляется возможным, хотя и может быть организовано в конкретных сообществах.
Еще один способ выяснить примерное количество старообрядцев в России связан с теми данными, которые нам доступны. Так, по собственным исследованиям, количество официально зарегистрированных и действующих без регистрации общин и групп всех согласий в России примерно около 800-900, из них имеет регистрацию 353 религиозные организации. Количество прихожан (исповедников) можно оценить в среднем 200-300 человек на общину, исходя из этого, общее количество активных прихожан можно предположить в пределах 160-270 тысяч человек. Применив вышеупомянутый метод, мы получим общее количество прихожан в диапазоне от 800 до 1350 тысяч, также можно предположить, что количество старообрядцев по крещению может составить от 3 до 6 миллионов человек (2-4% от населения России). Учесть же потомков староверов вообще не представляется возможным.
а почему тут нельзч перейти на фейсбук пишущего, мы ведь заходим с него?
это что,
фотография Феодосия Васильева?
Уважаемый автор пишет, что "ДПЦ признает все таинства, принятые в православии, однако в связи с отсутствием священства исполняются только два таинства — крещение и исповедь, допустимые для исполнения мирянами." Но ведь согласно постановлению Великаго Московскаго Собора ДПЦ, бывшаго в 1912г. « обязанности наставника заключаются 1)в исполнении церковных таинств – крещения, покаяния, брака» (цит. по: К.Я.Кожурин «Поморский златоуст» календарь ДПЦ за 2008г. С.-75) Получается за 100 лет куда-то изчезло 1 таинство? Или никуда не изчезло?
О браке А.А. Безгодов сказал: "ДПЦ признает все таинства, принятые в православии, однако в связи с отсутствием священства исполняются только два таинства — крещение и исповедь, допустимые для исполнения мирянами.
Также по решениям соборов благословляется христианский брак".
Да что вы говорите? Неужели? Сам А.А.Безгодов так и взял и написал? Если все, то вы сказали — правда, то мы спасены!
Нина Лукьянова пишет (со слов А.А.Безгодова): "Также по решениям соборов благословляется христианский брак" Т.е. "благословленный христианский брак" для вас таинство? (согласно собору 1912г.) Или так — пришли, попели и ушли?
Феодосий Борисович, уже ли полемику тут решил затеять о таинстве брака? Так она уже состоялась на 2 Всероссийском соборе поморцев брачного согласия, в сентябре 1912 года и Ф. Ф. Румянцев и Ф. Д. Пермяков и Р. И. Кистанов всё уже сказали. Да и ранее, в 1865 г вышла книга в 2-х частях о том же. Тебе ли не знать.
> Да что вы говорите? Неужели? Сам А.А.Безгодов так и взял и написал? Если все, то вы сказали — правда, то мы спасены!
Пытался понять феодосеевскую доктрину и так и не понял.. Брак у вас невозможен в условиях отсутствия священства, но тем не менее, все сожительствуют и продолжают род.. Иначе как бы за столько столетий сохранилось ваше согласие? Т.е. блудное сожительство это святость, а благословение брака в Церкви наставником — это попрание канонов?
Всем феодосеевцы хороши, в отличие от тех же поморцев, и устав держат крепче, и замирщение блюдут во сто крат сильнее и на службе чинность, красота и порядок. Но вот это неприятие брака, отталкивает..
Любопытно, что выходцы (а точнее, уходцы) от федосеевцев, перешедшие в другое согласие, все равно остаются "закаленными" по-феодосеевски, и так же строги к себе и к окружающим.
Нина
Раз уж вы тут являетесь пресс-секретарем Безгодова А,А, то позволю задать вопрос вам. Хотя, возможно, вы еще не до конца наторели в новом для вас веровании. В 7417г имел место Первый Великий Московский Собор законно-брачного согласия. В статье "О таинстве (sic!) брака в простолюдинском состоянии" разсматриваются различные вопросы совершения и разторжения брака. Например на вопрос "Обязательно ли совершать браки в молитвенном доме?" духовными отцами Великого Московского Собора был дан ответ "Чин таинства (sic!) брака должно совершать благолепным порядком в молитвенном доме или храме". Если у вас нет 6 тайны браковенчания, то что ж тогда предлагалось совершать благолепно в молитвенном храме? Просто ответьте мне. Буду весьма признателен.
Пресс-секретарем А.А Безгодова не являюсь, поэтому вопрос ваш переадресуйте ему лично.
Ну хорошо. Не пресс-секретарь Безгодова А.А. Нина! Вопрос лично к Вам. Если, как утверждает уважаемый Безгодов А.А. и Вы, согласующаяся с ним по этому вопросу — в Вашем уважаемом обществе не существует исполнения 6 тайны браковенчания, то поднимаемые вопросы на 1 и 2 Великих Московских Соборах о порядках совершения этой тайны носили теоретический характер? Ну типа как в теории в молитвенном доме или храме совершать тайну Священства. Или Брака. У нас их нет, Боже упаси! Мы тут просто импровизируем. Я правильно понял?
Брак вечен и безсмертен (Матфей Правильник).
На 2 Всероссийском Соборе поморцами было определено: "Брак есть таинство, которое не прекратится до скончания мира, заключаемые нами браки также законны и святы, как и венчанные в прежния времена в церквах, порядок и чинность в составлении браков быть в Церкви Христовой в предупреждение скверных и беззаконных сочетаний. Жен данных нам при браке мы считаем законными женами и детей детьми и никогда не последуем извращению наших собеседников, чтобы жен считать блудницами и любовницами, а детей приблудными, незаконными".
Прямых указаний о безсвященнословном бракозаключении нет в книгах, составленных для священнословия. Когда были священники, какая была нужда в безсвященнословии?
А по какому же законному чину заключен был брак Адама и Евы? Не по Божиему ли благословению?
Чин венчания имеет начало с 6592 года, и даже до митр. Макария (т.е до 16 века) не получил общего распространения, и вселенской церковью чин священнословного венчания не был сделан обязательным.
святой Иоанн Златоуст пишет:
"Еретики не вступают в брак, потому считают его грехом. Как же они будут требовать себе награды за удаление от пороков; Ибо подобно тому, как мы за несовершение прелюбодеяния не удостоились венцов, так и они за то, что не вступают в брак. Тот кто будет судить нас, обратится к ним в тот день с следующими словами: Я назначил награды не тем, которые только воздерживались от пороков, этаго для меня мало, но тех, которые исполнили всю добродетель, я ввожу в вечное небесное наследие. И так, каким же образом вы, которые считаете брак гнусным и развратным, требуете за удаление от разврата наград, обещанных за совершение подвигов; На этом же основании он и овец ставит на правую сторону (Матф. 25. 33). Прославляет и принимает в царство небесное не за то, что они не расхищали чужой собственности, но за то, что они своим делились с другими; и получившаго пять талантов он хвалит не за то, что он их не уменьшил, но за то, что увеличил доверенное ему и отданное на сохранение возвратил удвоеным. Доколе же вы не перестанете бежать на неверное, тщетно трудится и безразсудно биться так, чтобы только бить воздух (Фил. 2. 16. 1 коринф. 9, 16)".
И ещё:
"Аще кто законный брак порокует и верну сущу жену и благочестиву и говейну, смешающужеся с мужем своим ненавидит, или поречет глаголя: яко сия не может внити в царство небесное, да будет проклят" (Гангрскаго собора прав. 1. Кормчая лист, 57, на обороте).
Вы, многолюбезная Нина ответьте все-таки на вопрос. На Соборе обсуждались вопросы заключения ТАИНСТВА брака. Но этого таинства у вас нет. Я правильно понял?
Многолюбезный Феодосие, я об этом вам ответила выше.
Продолжать здесь поморско-федосеевский диспут о таинстве брака не имею желания.
таинство брака совершается взаимным согласием мужа и жены и единственное из семи существовало до воплощения
прямые указания на различные способы заключения христианского брака (записанием, и проч.) содержатся в книге Кормчая
> РДЦ: Хорошо развита издательская деятельность.
В каких лавках книги продают? В лавках РПсЦ и поморцев не видел книг от РДЦ.
В РДЦ есть собственная типография в Новозыбкове и издается большое количество литературы, пожалуй больше всех в старообрядчестве. Так они первые издали все месячные минеи, чего до сих пор нет у РПСЦ.
В Рассылочном отделе ДПЦ книги РДЦ тоже есть.
> В Рассылочном отделе ДПЦ
Это второй этаж в здании на Преображенской?
> В РДЦ есть собственная типография в Новозыбкове и издается большое количество литературы
А календарь выпускают ежегодно? У РПсЦ есть. И у поморцев кажется тоже есть.
Сайт есть у этой типографии или магазина при ней где можно каталог посмотреть изданий?
В Москве можно узнать в Рассылочном отделе Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, у Мармузовой Ирины Ивановны, 8 926 206-41-88, 8 985 426-48-07, 8 915 228-93-30. mar.I52@mail.ru
Календарь и ДПЦ, и РДЦ выпускают ежегодно.
Находится этот рассылочный отдел в этом здании? https://yandex.ru/maps/-/CZsgAPnM
Да, на Преображенском
Старообрядцев РПСЦ с натяжкой 10.000 человек.
Ну наверно смотря как считать…
Интересный метод подсчета численности старообрядцев.
Спаси Христос за доклад!