Сергий, Астрахань
5 февраля 2021

Во враче нуждаются не здоровые, а больные?

Доброго здравия! Какую альтернативу предлагает Церковь людям, страдающим очень сложным недугом, как, например, шизофрения и другие психические (или невротические) расстройства? Христос говорил, что во враче нуждаются не здоровые, а больные. И НЗ свидетельствует о множестве чудес, когда Христос и апостолы исцеляли душевно больных людей. Аналогом, например, диссоциативного расстройства личности может быть тот человек, который сказал Господу: «Имя мое легион». Есть ли свидетельства в РПСЦ, когда больному призывали 5 пресвитеров ? Ведется ли в этом направлении какая-нибудь работа ?

Спрашиваю я как член общины РПСЦ, и как аналитический психолог (Ley-психотерапевт). С благословения иерея о. Василия занимаюсь психологической помощью людям, страдающим неврозами и психозами. Наработал навыки с 1990-х годов. Не все они верующие. Но с христианами работать проще, потому что, например, непрестанная Исусова молитва (по Григорию Паламе) помогает людям с тревожным расстройством — снимает тревогу. Или, например, у меня в практике был случай, когда Исусова молитва и выборочные, исходя из ситуации, молитвы из нашего молитвослова, помогли человеку с обсессивно-компульсивным расстройством. Он живет, после консультаций с религиозными элементами, без лекарств. Есть другой мой, скажем так, подопечный со смешанным невротическим расстройством. Консультировал, выяснял — дифференциальная диагностика, а потом ряд молитв. Он свидетельствует, что ему намного легче, когда он читает молитву Святому Духу «Царю Небесный, Утешителю». В общем, тема открытая.

Беседовал однажды с пациентом, который страдает психическим недугом, но в РПЦ. Изъездил множество святых мест, говорил со священниками, на Афон даже собрался. Ищет помощь в Церкви. Это правильно, но судя по его состоянию, пока не нашел. Швейцарский психиатр К. Г. Юнг (сам из пасторской семьи) говорил, что «Церковь — это естественный институт психотерапии человечества». Эти вопросы поднимаются в профессиональных сообществах психологов и психиатров. В общем, такой открытый вопрос.

Простите Христа ради.

Вопрос Вы поднимаете большой и сложный, со множеством различных аспектов. Отвечу тезисно. Первое, на что прошу обратить внимание, это различный предмет медицины и религии. Христос действительно исцелял и исцеляет любых недужных, в том числе и психически больных людей. И в этом смысле Церковь не альтернативу предлагает, а Она открывает единственный путь ко спасению. В Церкви же могут черпать силы и родственники таких больных для несения выпавших на них тягот. Но при том, что к Богу можно и нужно обращаться в молитве, Он не волшебная палочка, не средство, а Цель наша.

Кроме того, надо отдавать себе отчет в том, что пока мы на этой земле, пока «тленное сие не облечется в нетление, и смертное сие не облечется в бессмертие» (1 Кор 15:53), мы будем болеть и умирать. Когда мы все это поймем, открывается возможность прибегать к спасительным Таинствам Церкви: исповеди, Причащению, соборованию. По скудости нынешнего священства мне не случалось видеть, чтобы
больному призывали 7 презвитеров, как это предполагается самим этим чином. Но для совершения Таинства достаточно и одного батюшки. Таинство совершает Бог и Он восполнит недостающее, когда это «недостающее» от нужды, а не по лености и небрежению.

Второе. Надо различать психические болезни от одержимости бесами. Это не просто. Хотелось бы, чтобы среди верующих христиан были врачи в области психиатрии, которые могли бы делать такие различия и предлагать помощь, которая сочетала бы в себе веру и медицинские знания. Полагаю, что именно в этом направлении должна вестись работа пастырей и миссионеров. Порой священнику приходится сталкиваться с людьми, страдающими психическими заболеваниями, при том, что никаких знаний в этой сфере у них чаще всего нет. Пока здесь существует серьезный пробел.

Третье. Заблуждение считать, что верующие не должны обращаться к врачам, но прибегать только к Богу. Сам Господь в Своем Откровении повелел: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание, и от царя получает он дар. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38:1-2, 9-12). Медицина сегодня шагнула далеко вперед по сравнению со временем, когда эти библейские строки были сказаны. Хотя психиатрия, пожалуй, остается самой таинственной областью лечебного дела. Но она может установить физиологические истоки проблем и лечить их. В то же время мне приходилось видеть, как пациентам выписывали лекарства, которые превращали их, грубо говоря, в «овощ». Но это к проблеме, которую я обозначил в предыдущем тезисе.

Четвертое. Легкость, с которой Вы говорите о непрестанной Исусовой молитве, заставляет меня напомнить Вам о том, что эта была высшая ступень монашеского делания, на которую не восходили даже многие именитые подвижники. И вот так запросто рекомендовать ее больным людям нельзя. Гораздо безопаснее читать избранные псалмы и молитвы. Но сила не в самих словах, а в искренности обращения души сердца к Богу.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля