Добрый день! Принято считать, что такие животные/рыбы, как кошка, заяц, креветки, сом и т.д. являются «нечистыми», и их употребление христианам запрещено. Однако святитель Иоанн Златоуст в своей третьей беседе, в толковании на послание к Титу, прямо утверждает, что «нет ничего нечистого, кроме одного греха, потому что он касается души и ее оскверняет». Святитель прямо говорит, что всё чисто, лишь бы ум не осквернялся. И затрагивает не только яства, но даже и такие вещи, как нечистота человеческого тела. Например, сейчас до сих пор читаются «очистительные» молитвы родившей матери на сороковой день, потому что считается, что женщина «нечиста» после родов. Все «ветхозаветные очищения (от нечистот) были образами истинного очищения», — толкует нам святитель. Приведу текст, чтобы было понятнее: «»Если женщина родит», – сказано, – «то она нечиста» (Лев.12:2). Почему, скажи мне? Не сам ли Бог создал семя и рождение? Почему же такая жена нечиста? Не имелось ли здесь в виду что-нибудь другое? Что же такое? Через это Бог внедрял в душу целомудрие, отвлекал ее подальше от прелюбодеяния, потому что, если рождающая нечиста, то тем более — прелюбодействующая». В связи с этим вопрос: с каких пор были введены очистительные молитвы родившей и не следует ли нам, христианам, живущим в Новом Завете, их отменить? Благодарю за ответ.
Не остались ли мы в Ветхом Завете, считая вещи нечистыми?
Православная Церковь с древнейших времен имеет канонические правила о нечистоте. Можно вспомнить постановление первого Апостольского собора. Новокрещенным христианам из язычников разрешалось не соблюдать Моисеев закон в полноте. Но в то же время собор вместе с нравственными заповедями оставил некоторые обрядовые предписания, касающиеся нечистоты: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите (Деян. 15:20). Существуют другие канонические правила о скверне и нечистоте. Относительно женщин упомянем правила начала III в.: 2-е правило св. Дионисия Александрийского и 7-е правило Тимофея Александрийского. Эти правила входят в Номоканон — свод правил, которыми руководствуется Церковь. Естественно, что и русская Церковь наряду с прочим уже более тысячи лет использует упомянутые Вами молитвы роженице.
Мы должны воспринимать православное мировоззрение во всей полноте и системно. Не надо брать отдельно взятые цитаты и на них строить свое богословие. Тем более не следует призывать срочно менять правила, которыми Церковь жила полтора тысячелетия.
Вникните глубже в смысл очистительных молитв, и Вы не найдете в них никакого противоречия тому, чему учил вселенский учитель святитель Иоанн Златоуст. Вы даже увидите, что мнение святителя и эти молитвы составляют целое и удивительным образом дополняют друг друга. Эта цельность и единство основаны на взаимосвязи духа, души и тела в человеке. Этот пример научит вас православному взгляду на вещи. Мы молимся Богу об очищении плоти и духа, о том, чтобы сподобиться освящения и неосужденного причащения святых Таин. В своей пастырской практике я ни разу не встречал случая, когда женщина противилась тому, что ей необходимо прочитать положенные молитвы после сорока дней с момента рождения ею ребенка.