Анатолий, Киев
7 марта 2018

Как принять, что твоя вера неспасительна, если ты чувствуешь и получаешь помощь святых?

Здравствуйте. Я прихожанин УПЦ МП. Когда я начал интересоваться вопросом о никоновской реформе, я был немного в шоке и понимаю, что это было неправильно, что и подтвердил собор РПЦ 1971 года. Но у меня много вопросов и непонимания! Например, вы говорите, что РПЦ, элладская церковь, сербская, грузинская, болгарская — неспасительны! Как тогда объяснить схождение благодатного огня на Пасху? Он, получается, сходит на еретика? Или, например, я был на Афоне и молился в греческих монастырях: службу и пение не понимаешь, а сердцем чувствуешь благодать, и не понимаешь, на земле ты или на небе. Ум можно обмануть, а сердце не обманешь. Или чувствуешь помощь святых Киево-Печерских, греческих, сколько чудес на Афоне и чудотворных икон! Сколько старцев и святых в этих всех вышеперечисленных церквях было. На пустом и неблагодатном месте не может быть что-то доброе! Как это все понять и принять, когда тебе говорят, что твоя вера неспасительна, но ты чувствуешь и получаешь помощь святых, Пресвятой Богородицы? Простите за длинный вопрос, но хочется разобраться! Не хотел ни в чем вас упрекнуть!

Анатолий, доброго здоровья. Ответ на ваш вопрос попытаюсь начать с самых последних слов вашего вопроса, а именно о том, что вопрос получился очень большим. Это действительно так. Видно, вы искренне хотите разобраться. Нужно честно сказать, что вопрос различия веры очень большой и потребуется несколько лет напряжённой работы, чтобы получить чёткое и ясное представление того, что произошло. В своём ответе я лишь попытаюсь указать направления, в которых необходимо двигаться.

Самое первое — это насчёт благодатного огня. Из Ветхого завета мы знаем, что сатана может низводить огонь на землю (Книга Иова, глава 1-я, стих 16-й).

С другой стороны, мы имеем Апостольские правила (печатающиеся и издающиеся и в вашей вере тоже), прямо запрещающие молитву с еретиками. Вряд ли найдётся человек, который легко заявит об отмене этого правила, на протяжении двух тысячелетий не отменённого не только ни одним святым, но и ни одним Собором (Вселенским или Поместным). Также вспомним слова самого Спасителя о лжехристах и лжепророках. И не будет ничего удивительного в разных чудесах.

Насчёт ощущений благодати. С этим надо быть очень аккуратным и осторожным. Человек неочищенный не умеет и не имеет возможности распознать, ложное это ощущение или нет. Есть мир чувственный — мир падших духов. Он нас призывает насладиться чувственным и получить удовольствие. И мир умопостигаемый — мир Божественный. В Пасхальном каноне есть слова: «очистим чувствия и узрим». Мы, люди, не очистившись, не можем видеть правильно, то есть, полагаясь на свои ощущения, сделаем ошибку. И не заметим этого. Пример: человека крестили не в три погружения, как, крещен он или нет? Согласно чувствам и ощущениям, каждый человек скажет, что ему думается правильным и верным. А вот если попытаемся посмотреть в апостольские правила (50-е правило), там чёрным по белому написано, что данный человек не крещен. Мир умопостигаемый говорит и показывает нам то, что мы не можем ощущать, то, что недоступно нашим чувствам, то, что над ними. Поэтому верить ощущениям нельзя.

Насчёт помощи от святых и Бога, которую вы испытываете. Согласитесь, ведь это не может служить доказательством истинности вашей веры. Можно и по-другому интерпретировать понимание этой помощи. Например, для того вам и была оказана помощь, чтобы вы, видя её и ощущая, больше уверовали, а впоследствии пришли к истинной вере. Можно и так ведь истолковать? И ещё много как можно.

При возможности прочтите сочинения старообрядческого начетчика Мельникова Федора Ефимовича, его книги по вопросу раскола (исторические две книги) и апологетические (О законности старообрядческой иерархии, Блуждающее богословие, Конец сомнениям в законности старообрядческой иерархии). А также и сочинения Бориса Кутузова (представителя новообрядческой церкви) книгу Церковная «реформа» XVII века как идеологическая диверсия и национальная катастрофа. Прочитав, как две стороны смотрят на одни и те же события, вы сможете иметь своё собственное аргументированное, твердое мнение. Лично мне данная тактика очень помогла. В то время, когда я сам проходил тот путь, в начале которого вы стоите. Крепости и помощи Божией вам.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля