Анфиса, Россия
13 июля 2020

Чем вера отличается от надежды?

Чем вера отличается от надежды?


«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13:13).

В этих словах святого апостола Павла указывается на три главные христианские добродетели. В Священном Писании как Ветхого, так и Нового Заветов это слово употребляется очень часто. Вера — главнейший феномен человеческой жизни. Вера определяется отношением человека к Богу, проявляется в признании Его бытия, в доверии и верности Ему. Приведем несколько цитат из Библии о вере. «И поверил Аврам Богу и вменилось ему в праведность» (Быт. 15:6; Иак. 2:23; Рим. 4:3). «Праведный верою жив будет» (Авв. 2:4; Рим. 1:17).

В этой земной жизни вера необходима каждому. Но в будущей вечной жизни вера станет излишней, потому что все станет явным. Ибо если «вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11: 1), как говорит апостол Павел, то по явлении самих вещей нет уже потребности в вере.

Для более глубокого изучения Вашего вопроса обратитесь к соответствующему разделу Православной Энциклопедии, в которой найдете ссылки на необходимые книги. Раздел о надежде еще пока не написан.

Кратко о надежде можно сказать так. Надежда — одна из главных христианских добродетелей, которая имеет своим основанием веру. Мы веруем в Бога, верим Богу и остаемся верными Ему. А христианская надежда есть непоколебимое, спокойное и радостное ожидание будущего блаженства, спасения, уверенность, что Бог не оставляет нас и печется о нас. Апостол Павел учит: «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8:24-25). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13).

Итак, вера отвечает на вопрос, во что мы верим, а надежда отвечает на вопрос, чего мы ожидаем, исходя из нашей веры.

Приведем еще пару изречений святых отцов о вере и надежде.

«Нужно, возлюбленные братья, со всею терпеливостью и усилием заботиться о том, чтобы мы, получивши право на чаяние истины и свободы, могли стяжать самую истину и свободу, так как то самое, что мы христиане, есть дело веры и надежды; но чтобы вера и надежда могли дать плод свой, для этого необходимо терпение» (Священномученик Киприан Карфагенский. О благе терпения).

«Несомненность нашей надежды может быть представлена в образе яйца. Ибо как в яйце пока еще неразличим, но уже ожидается зародыш будущей птицы, так и все верующие еще не видят в настоящем славы той небесной отчизны, в которую веруют, но ожидают ее в грядущем» (Святой Беда Достопочтенный. Гомилии на Евангелия).

В будущем веке излишня будет и надежда. Но любовь там будет иметь большую силу, когда упокоятся страсти, тела сделаются нетленными, а души не будут избирать то одно, то другое. Иначе говоря, будут непреклонны в добре.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля