Здравствуйте. Знают ли наши умершие предки про нашу жизнь, наблюдают ли за нами, спасают ли нас от беды или, наоборот, наказывают? И влияют ли их грехи на внуков?
Знают ли наши умершие предки про нашу жизнь?
Здравствуйте! Вы задаёте очень интересные вопросы. Попробуем ответить.
Православная Церковь имеет учение о загробной жизни, но полного ответа на подобные вопросы нет, потому что «мы лишь отчасти знаем и отчасти пророчествуем» (1 Кор. 13:9). Прочтите Евангельскую притчу о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). При этом помните, что это притча, ее нельзя понимать буквально во всем. Далее, порекомендую Вам книгу святителя Григория Двоеслова «Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души». В ней Вы найдете много интересных откровений.
Здесь же кратко я напомню, что Православные христиане молятся святым угодникам Божиим, веруя, что их молитвы Бог слышит и они знают о наших земных трудностях и напастях, о которых мы просим нас избавить. Далее, по древнему обычаю при прощании с усопшими во время чина погребения каждый из присутствующих целует покойного и потом совершает земной поклон со словами: «Прости меня Христа ради и тебя Бог простит. И аще имаши дерзновение, помолися о мне грешнем». На основании этого ясно, что если наши усопшие угодили Богу, то они знают о нашей жизни и молятся о нас. Приведу несколько примеров. Один фронтовик рассказывал мне, что его благочестивый дедушка умер перед самой войной в 1941 г. «Видимо, он горячо молился за нас, его внуков, что мы остались живы», — говорил ветеран.
Одна верующая бабушка перед смертью умоляла родственников не хоронить ее рядом с безбожниками. Родные её не послушались, сделали по-своему. Так умершая бабуля снилась им до тех пор, пока они её не перезахоронили. Подобных случаев можно привести множество, каждый священник знает немало подобных историй. Они и в художественной литературе описаны. Прочтите, к примеру, рассказ современного русского писателя протоиерея Николая Агафонова «Возмездие».
Но при этом не стоит приписывать усопшим право карать и миловать. Как раз мы, живущие на земле, можем и должны облегчать участь умерших, просить Бога упокоить их души и вселить их в место, идеже присещает свет лица Господня. Для этого в Церкви установлены особые дни поминовения усопших, особые молитвы и чинопоследования.
Ответом на второй Ваш вопрос будут вот эти библейские истины. Поразмышляйте над ними:
Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:5-6; Втор. 5:9-10).
О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоею и простертою мышцею; для Тебя ничего нет невозможного; Ты являешь милость тысячам и за беззаконие отцов воздаешь в недро детям их после них: Боже великий, сильный, Которому имя Господь Саваоф! (Иер. 32:17-18).
Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его (Пс. 102:11).
Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их (Пс. 102:17-18).
И милость Его в роды родов к боящимся Его (Лк. 1:50).
Итак, наше покаяние и наша благочестивая жизнь, борьба с грехом и совершение добродетелей — вот путь к милости Божией для нас и для наших усопших предков.
Радость бывает на Небесах об одном грешнике кающемся (Лк. 15:7, 10).
И в этом смысле, когда мы живем с Богом, то облегчение получают и усопшие праотцы всего нашего рода.
Блаженны все, боящиеся Господа, ходящие путями Его. Трудами рук твоих будешь питаться: блажен ты, и благо тебе будет! Жена твоя — как виноградная плодовитая лоза, вьющаяся по стенам дома твоего; Сыновья твои — что побеги маслины, вокруг трапезы твоей. Вот так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь от Сиона, и увидишь благо Иерусалима во все дни жизни твоей. Мир на Израиля! (Пс. 128).