Никита, Смоленск
19 июня 2018

В чем состоит свобода человека в христианстве?

Здравствуйте. Христианство учит, что самой главной ценностью и привилегией, которая только есть у человека, является свобода воли и выбора, которую ему дал Бог. Но если глубоко проанализировать христианскую веру, то можно увидеть, что этой свободы, по сути, и нет. Например, церковь осуждает самоубийц и навсегда исключает таких людей от себя: не молится за них, а в средние века даже не отпевали их и хоронили за территорией христианского кладбища, без креста и не обрамляя могильный холм. Причём церковь хитро умеет повернуть ситуацию в свою сторону и утверждает, что не церковь отвернулась от человека, а сам человек актом самоубийства отвернулся от церкви и Бога, ибо он совершил грех отчаяния, он не поверил в праведный, непогрешимый промысел Божий и не нашёл в себе силы терпеть испытания, и его место в геенне огненной. И в то же время они говорят про свободу, которую дал Бог. Но по логике раз Бог дал свободу, то эта свобода распространяется и на жизнь человека, и человек вправе ею распоряжаться вплоть до того, чтобы самому завершить свою жизнь — закончить самоубийством, если его в этой жизни что-то не устраивает. Это его воля, его право, которое даётся ему Богом. Но нет же! Церковь учит, что жизнь человека не его и не принадлежит ему. Жизнь ему дал Бог, и только он имеет право распоряжаться ею, а если человек сам лишает себя жизни, значит, он богохульствует и покусился на промысел Божий! Далее, церковь осуждает гомосексуалистов, отлучает таких людей от причастия, ставит гомосексуальность на одну ступень с убийством, воровством, предательством и сулит всем гомосексуалистам и лесбиянкам геенну огненную. Но опять же, Бог дал мне тело, сексуальность и свободу, и эта свобода распространяется на все мои действия. Это моё тело, и я имею право делать с ним что хочу: татуировку наносить и т.д. И сексуальность моя, и я имею право реализовывать ею как хочу и с кем хочу: с мужчинами, с женщинами и т.д. Но нет же. Церковь учит, что это не твоё тело и не твоя сексуальность. Всё это принадлежит не тебе, а Богу, так как Бог дал тебе тело и сексуальность, и только Бог может решать, как человеку использовать их и с кем заниматься сексом. А человеку не стоит влезать в промысел Божий, ибо это грех! Дальше ещё больше. Церковь осуждает занятия магией и колдовством, также ставит их на одну ступень с такими грехами, как убийство, воровство и т.д., сулит всем магам и чародеям геенну огненную и запрещает обращаться к магам и колдунам, в противном случае обратившимся также обещает геенну огненную. Но Бог дал мне свободу, а значит, эта свобода распространяется и на мой выбор, к кому обратиться: захочу к Богу, а захочу к магам и колдунам. Но нет же. Бог дал мне свободу, но за обращение к магам он обещает геенну огненную! Интересно получается: Бог дал человеку свободу, а потом сам же и наказывает человека за то, что человек распоряжается этой свободой по своему усмотрению. Почему такие противоречия, и где же здесь свобода?

Свобода в том, что каждая душа может выбирать. Есть разные виды свободы. И, наверное, первой свободой будет то, что каждый может выбрать добро или зло. И, соответственно, получить все последствия своего выбора. Ведь если ты не выбираешь Бога, то как Бог сможет спасти тебя? Ведь ты не Его! Ведь ты Его не выбрал!

Есть и другая свобода. В каждой душе. Кто хозяин в каждом теле? Душа и ум или страсти? Для чего человек живет? Для удовольствий — значит, он раб удовольствий! Для денег — значит, он раб сребролюбия и служит златому тельцу! Для других страстей — значит, он их раб! Разберитесь в своей душе и своём уме — а нет ли у Вас рабства чему-либо? И даже если Вы не можете, например, отказаться от курения, свободны ли Вы?

Быть может, я не прав, но из Вашего вопроса я понял, что Вам хочется попробовать всё в этой жизни, но чтобы Вам за это ничего не было. Но разве так бывает? Церковь, подобно родителям, нас предупреждает словами апостола Павла:

Не льстите себе! Ни блудницы, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни сквернители, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят. (Зачало 134 первого послания к Коринфом).

Точно так же наши родители нам говорят об опасностях в нашей жизни, и мы им частенько, чего греха таить, не верим или в глубине душе верим, но так хочется попробовать «сладенького» или «клубнички», но когда наступают последствия нашего выбора, мы бежим к родителям с просьбой о помощи.

В чем же дело? А дело в том, что абсолютно за все наши дела нам придется ответить. И что любой наш грех меняет нашу душу совсем не в лучшую сторону. И совсем не факт, что истерзанные и испорченные грехами наши души смогут быть рядом с Богом. И даже если Бог в своей неизреченной милости и простит нам наши грехи и беззакония, но сами-то мы останемся самими собой. Сможем ли мы очистить наши души покаянием и добрыми делами за отведенное нам время, которое сами мы и сокращаем нашими грехами, например, пиянством и распутством?

На тему свободы воли ещё процитирую Вам профессора А.И. Осипова с его ссылкой на Канта: «Под свободой в космологическом (он так выражается, а на самом деле — в метафизическом) смысле я разумею способность самопроизвольно начинать состояние. Свобода в практическом (то есть нравственном, духовном) смысле есть независимость воли от принуждения чувственности». Итак, он справедливо отмечает, называя космологической свободой то, что мы назвали метафизической свободой, что это есть «способность самопроизвольно начинать состояние». Очень важная мысль! Постоянно задаются вопросом: «А что такое свобода? Почему человек делает вот так, а не иначе?», — забывая о простой вещи: как только вы сказали «почему?», вы уже исключили свободу. Свобода в том и состоит, что человек действует не почему, а от себя начинает ряд действий, как Кант и пишет: «начинать состояние». Метафизическая свобода — это способность начинать ряд действий не по причине каких-то внешних, сторонних воздействий, а именно потому, что я так хочу!

И из более раннего, слова Фомы Аквинского: «Окончательная цель всех человеческих хотений и действий необходимо одна и та же — благо; но и она, как всякая цель, может достигаться неопределённым множеством разных способов и средств, и только в выборе между ними — свобода человеческой воли».

Но далее, опускаясь в глубины веков, видно более простое и ясное: «Как сопротивная сила, так и благодать Божия оказываются побуждающими, а не приневоливающими, чтобы вполне сохранились в нас свобода и произвол. Посему-то и за те худые дела, какие человек делает по наущению сатаны, не сатана более, но человек подвергается наказанию; потому что человек не насильно вовлечен в порок, но побужден к нему собственною своею волею. А подобно сему и в добром деле благодать не себе приписывает сделанное, но человеку, и потому присвояет ему славу, что сам для себя стал он виновником доброго. Ибо благодать не делает волю его непременною, связав, как сказано, приневоливающею силою: но, пребывая в человеке, она дает место и произволу, чтобы явным сделалось, склонна ли его воля к добродетели, или к пороку. Ибо закон дан не естеству, но свободе произволения, которая может преклоняться и на доброе, и на худое». (Преподобный Макарий Египетский, «Слово о свободе ума»).

И дело ещё в том, что каждый наш выбор меняет нашу душу, и состояние нашей души к концу ее земного бытия можно выразить как сумму этих выборов. Говоря по-простому, каждый миг нашего существования мы и только мы лепим нашу душу, но что выйдет в итоге? Будет ли результат наших выборов достоин вечности и сможет ли быть рядом с Богом?

Так что думайте и рассуждайте, чего и Кого вам выбрать!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля