Евгений, Москва
28 июня 2018

Знал ли Бог, что свет хорош, до того как свет возник?

В истории о сотворении мира сказано: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы». Согласно написанному, свет возник, значит до этого момента света когда-то не было. Соответственно, Бог не видел свет, потому что невозможно и Богу видеть то, чего еще нет. Хотя, можно предположить, что Бог замыслил свет до того, как свет возник… Но вот, что интересно. А знал ли Бог, что свет хорош, до того, как увидел свет? Согласно буквальному прочтению написанного, получается, что Он увидел, что свет хорош, только после того, как свет возник. В таком прочтении получается, что Бог не знал, что свет хорош до того, как свет возник. Но познал, что свет хорош, когда увидел. Значит, Бог познавал по ходу Своего творения? Бог развивался, творя? Что говорит Православное богословие на этот счет? Верно ли я понимаю написанное в Библии?

Первым делом хочу Вас отослать к «третьей Беседе на книгу Бытия» иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго, патриарха Константина града. Вот как толкует эти библейские строки один из величайших богословов человечества:

«И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь». Но мы едва не опустили нечто; нужно обратиться назад. После слов: «Да будет свет, и бысть свет», прибавлено: «и виде Бог свет, яко добро». Смотри, возлюбленный, какое и здесь снисхождение речи. Неужели до появления света Бог не знал, что он добро, а только уже после его появления воззрение на него показало Создателю красоту сотворенного? Какой умный человек может сказать это? Если и человек, занимающийся каким-нибудь искусством, прежде чем окончить свое произведение, прежде чем обработает его, знает употребление, для коего полезно это произведение, то тем более Создатель вселенной, приведший словом все из небытия в бытие, знал еще прежде сотворения света, что он добро. Для чего же (Моисей) употребил такое выражение? Снисходя к обычаю человеческому, блаженный пророк говорит так, как люди, делая что-либо с великою тщательностью и окончив труды свои, уже по испытании произносят похвалу своим произведениям; таким же образом и божественное Писание, снисходя здесь к слабости слуха вашего, говорит: «и виде Бог свет, яко добро».

Из приведенного мнения видно, что предположение о том, что Бог познавал по ходу Своего творения, и о том, что Бог развивался, творя,  православному богословию не вполне приложимо. Еще я бы посоветовал Вам почитать «Беседы на Шестоднев» Василия Великого, а также на эту тему изрядно писал блаженный Августин, к прочтению творений которого было бы неплохо Вам обратиться.

В целом же толковать книгу «Бытие» надо максимально осторожно и вдумчиво. Почему? Принято считать, что «Бытие» было написано святым пророком Моисеем в период между 1440 и 1400 годами до Рожества Христова,  во время между Исходом израильтян из Египта и смертью Моисея. Для своего времени пророк Моисей, как названный сын дочери фараона, получил великолепнейшее образование. Но… для своего времени. И соответственно, то откровение, которое он получил от Бога на Синайской горе, он понял в меру своих возможностей, своего воспитания и своего уровня познания мира. Поэтому книгу он писал так, чтобы она была понятна его людям. А его люди — те, кого он вывел из Египта, «из дому работы», образованием в большинстве своем совсем не обладали. Всё это надо принимать во внимание при толковании и разборе книги «Бытие».

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля