Антон, Калуга
18 декабря 2019

Почему изменили дату Индикта в 1492 году?

Доброго здоровья! Интересует такой вопрос. Реформы в Русской Церкви после 1492 года и Церковь до 1492 года — в чем разница? Почему изменили дату Индикта? И верно ли утверждение, что Стоглав упорядочил все русское православие? Спаси Христос!

Доброго здоровья! В 1491 году, «в лето 7000, в начале сентября был собор, под председательством митрополита Зосимы, на котором определили „написати Пасхалию на восьмую тысячу лет... по преданию Святых Отец, иже в Никеи седьмаго собора“. И митрополит московский Зосима составил „Изложение пасхалии на осьмую тысящу лет, повелением государя великого князя Иоанна Васильевича всея Руси преосвященным Зосимою, митрополитом всея Руси, в ней же чаем всемирного пришествия Христова„». (Но это «изложение Пасхалии» было только на 20 лет. А конкретно этот литературный памятник исследован в книге Тихонюк И.А. «Изложение пасхалий» московского митрополита Зосимы // Исследования по источниковедению истории СССР дооктябрьского периода: сборник статей / Академия наук СССР, Институт истории СССР; отв. ред. Буганов В.И. М., 1986. С. 45-61).

Почему же стали новый год отмечать не 1 марта, а 1 сентября, в целях подражания Византии, где эту дату ввел первый христианский император — святой равноапостольный Константин Великий. В 1492 году указом Ивана III и соборным решением дата новолетия была перенесена на 1 сентября и стала совпадать с праздником сбора урожая, а также с окончанием срока выплаты оброков и податей.

По поводу реформ. Конец ХV века и начало ХVI — это в Русской Церкви борьба с жидовствующими и война иосифлян с нестяжателями. Со стороны власти — желание секуляризации церковных земель и максимально возможного полного контроля над Церковью. Это время правления великого князя Ивана III (1462–1505 гг.) — эпоха превращения Московского княжества в Российское государство. Всё время своего правления великий князь пытался управлять Церковью. И, естественно, происходило множество склок и конфликтов, улаживанию которых и были посвящены церковные Соборы того периода.

И как раз Стоглавый собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 г. в Успенском соборе Московского Кремля, окончательно подвел черту под постоянным желанием секуляризации церковных земель государством и ограничил финансовые привилегии Церкви и духовенства. Стоглав призвал к строгому исполнению церковных правил, от соблюдения которых некоторые клирики и прихожане Русской Церкви и уклонялись по разным причинам, в том числе и по причине недостаточной грамотности. С этой целью предусматривалось создание училищ для обучения будущих клириков и был установлен церковный контроль над деятельностью переписчиков и издателей книг и иконописцев. Принятые постановления Стоглавого Собора должны были укрепить дисциплину среди духовенства и, в частности, устранить среди служителей Церкви такие пороки, как пьянство, разврат, взяточничество и ростовщичество монастырей. Решения Собора касаются как церковных, так и государственно-экономических вопросов; содержат объяснения соотношений норм церковного права с судебным и уголовным. Стоглав регулировал жизнь не только клириков, но и мирян. Многие главы  посвящены вопросам регулирования брачно-семейных отношений.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля