Наталия, Тюмень
20 апреля 2018

Как разрешить сомнения в делах веры?

Батюшка, благословите! На пути этом более десяти лет. Бывало разное, но такое впервые. Пост прошел мимо, хотя постились, читали Евангелие, Псалтырь, исповедовались, причащались. Понимаю, что толку никакого — недостойность и сердце грязное, не видящее Господа. «Христос Воскресе!» — только механически произношу. Вообще нет Пасхальной радости, сплошное уныние, искушения и тяжелое обострение болезни телесной. Ко всему этому прибавились помыслы маловерия. Именно при чтении Евангелия. И раньше, в прошлые годы, были постоянно, не раз отгоняла, а сейчас только вопросы созрели и есть в уме. Хотя Евангелие — «Благая весть, учение, наставление, утешение…», а мне хоть вообще не читай! Вопросы есть, и в толкованиях много прекрасных слов, напрямую на них не отвечают. Боюсь, если не получу ответа, так и будут мучать. Вопрос по непонятным для ряда людей, в первую очередь для иудеев (Богоизбранного народа) проповедям Исуса Христа и личности Его. Зачем иносказание, неточности разные, укорение, жесткость… Не было сделано все по Любви, чтобы этот народ поверил в Него, как в Мессию. Все в Евангелии выглядит как унижение и намеренное отторжение этого народа. И мы такие же, холодные сердцем, не видим глазами и не слышим ушами, поэтому понимаю, как им было тяжело. И поэтому отчасти они не приняли Исуса Христа и Его Воскресение. До сих пор Он для них — обманщик, а я, грешница, невольно начинаю их поддерживать и принимать их точку зрения. Как понять, для чего Он так с ними, где здесь Любовь? В Единого Бога, создавшего все, верю! Возникают сомнения в реальности Священного Писания Нового Завета и всего, на чем стоит Вера Христианская Православная! Господи, помилуй! Или Господь Отец — Любовь, а Сын Единородный имеет право не смиряться, очевидно не покрывать грехи, а обличать и укорять, не миловать, значит, не любить, как обычный «Сын Человеческий? Но ведь утверждается, что он безгрешный, многотерпеливый и человеколюбивый!? И мы должны стремиться подражать Ему! Не складывается в моей помраченной голове! Или я не понимаю слово Любовь — она разная, и Христос любит по-своему, непонятно нам, а мы должны подражать Ему не во всем. Просто потому, что так надо: быть смиреннее, терпеливее, не осуждать, не обличать. Чего совершенно не умеем, но стараемся к этому идти! Батюшка, простите! Самой страшно, что такое происходит! В воскресение в храме постоянно, продолжаем молиться (и жизнь без этого не представляю), но все механически. Страдаю от непонимания, раз есть вопросы, нужно найти ответы! Пожалуйста, помогите разобраться!

Доброго! Скорее всего, Вы «духовно взрослеете». Исходя из того, что удавалось читать о духовной жизни, каждый из нас проходит несколько «стадий роста». Когда человек принимает святое крещение и начинает свое движение к Богу, то ему дается молитвенная радость, светлость в душе от молитвы в храме, от чтения Святого Писания. Он еще не приложил трудов, чтобы осознать величие получаемого Дара. Радость не «заработана», получаемое дается авансом.

Можно вспомнить фрагмент из жития преп. Сергия Радонежского: несколько лет инок подвизался в трудах и молитвах, и каждый раз его молитва сопровождалась духовной радостью и слезами. А потом радость исчезла… Четыре года преп. Сергий продолжал молиться по определенному им самим себе уставу, выполняя свое правило и трудясь. С терпением и покаянием. Дар сердечно-радостной молитвы был возвращен ему через годы. За Веру, настойчивость и усердие!

Слышал, что в наших кругах существует термин «синдром пономаря». Самый благочестивый человек, если присутствует на службе изо дня в день, в течение многих лет, начинает привыкать, как к службе, так и ее «внемирности». Это становится привычкой, иногда даже рутинной. Таков крест. Необходимо «проснуть» себя самому, заставить извне в данном случае невозможно. Я надеюсь, Вы сможете переживать каждое из Богослужений, на которых Вам дано будет присутствовать и молиться, как неповторимое. Переживать Таинство Евхаристии с неувядающей благодарностью и живой верой.

Чтение Евангелие очень полезно, но моя к Вам просьба: старайтесь читать и толкование Отцов на Священные тексты. Тогда духовные сокровища засверкают перед Вами, как драгоценности в руках опытного ювелира. Мы же из-за нашей увлеченности суетой и бытом можем пропустить «драгоценный жемчуг» (Мф.7.6; Мф.13.44-46), оставив его в небрежении. Так в толкованиях на Евангелие св. Феофилакта Болгарского, говорится, что Христос, беседуя с приходящими к Нему, отвечал на «главные» вопросы людей, на то, что сидело в сердце, а даже не на те слова, что проговаривались. В этом Его любовь и милость к вопрошающим. Его Любовь — в желании спасения для каждого человека, ради этого Он и пришел в мир. Принес за нас, грешных, жертву Любви.

Иудеи Христова времени ждали освобождения от Рима, ждали Мессию, как земного царя, который сможет поднять знамя избранного народа, доказать эту избранность и право на владение всем миром вокруг. Ожидания «славы Мира» часто бывают ошибочны. Христос — Он просто о «другом». Это многих огорчило, но Его ли вина в том, что тексты пророчеств были поняты неверно. Точнее сказать, по-мирскому, если «Царство» — то «царство», так  проще.

О Любви Божией. Бывает, что родители в превратном понимании родительских чувств разрешают детям все. В том числе и опасное, но «ни ваши пути — пути Мои» (Ис.55.8). Он знает, что полезно человеку. Хирурги иногда тоже делают больно, но человек остается жить, а можно было бы прописать вкусные витаминки, но тогда..? Предупреждение кого-то об опасности, тем более смертельной, наверное, можно отнести к заботе о ближнем. Хотя слова могут быть резкими и не всегда приятными. Св. Иоанн Предотеча обличает пришедших к нему, называя «порождениями ехидны» и другими «не мягкими» словами, предупреждая, что «уже и секира при корене дерев лежит: всякое древо, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огнь», и что Христос «будет крестить Духом Святым и огнем. Лопата в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым». Потом же сказано: «Многое и другое благовествовал он народу поучая его». В дораскольном тексте: «утешая его» (см. Лк.3.3-18). Можем подумать: ничего себе утешение и благовествование… Но предупрежден — значит вооружен. И в этом тоже Любовь!

Мне кажется, что Ваши уныния и сомнения — этап роста. Почитайте Книгу Иова, после незаслуженного обличения от ближних, прозвучавших обиженных и обидных вопросов Богу, он не получает ни одного прямого ответа от Бога, но получает новые уже к себе! Но при этом он ублажается Свыше! Даже в его метаниях, Иов выше равнодушного, «усредненного» «Богочестия» своих друзей.

Обогащайте себя чтением святоотеческого наследия, часто это тот ключ, который позволяет открыть паутинистые и скрипучие дверки наших душ.

Писал все это и думал: не лучше ли Вам было бы не надеяться на интернет, а обраться к Вашему духовному отцу? Священнику, который заботится о росте Вашей души, знает ее проблемы. Если у Вас до сих пор нет такого наставника — прошу Вас, почитайте, как его найти, т.к. эта тема для серьезного интернет ответа, как я думаю, очень объемна и индивидуальна. Можно послушать А.И. Осипова. Его лекции могут помочь Вам в поисках Истины на путях разума. Бог Вам помощь!

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля