Доброго времени суток! Подскажите, пожалуйста, шахматы — это грех?
Грешно ли играть в шахматы?
Доброго здравия! Полагаю, что вы слышали где-то мнение о том, что игра в шахматы является грехом и решили получить достоверную информацию из уст священника. Или это ваша совесть смущает вас? Нередко ведь люди грешат и даже не задумываются об этом, хотя указания даны нам в Священном Писании. Ныне же появилось множество разновидностей грехов, о которых не сказано в Библии и церковных правилах. Но это не означает, что если нет прямого запрета, то это позволительно. Бог дал нам разум и совесть. Как вы считаете, играть в виртуальные игры грех или нет?
Давайте разберемся. Действительно, о шахматах есть указание в церковных правилах. Вот что гласит 92-е правило Стоглавого собора (1551 г.):
«Пятьдесятое правило собора сего возбраняет играти всем и причетником, и мирским человеком зернью и шахматы, и тавлеями, и влириями, рекше костьми, и прочими таковыми играми».
Стоглав ссылается на 50-е правило Шестого Вселенского Собора, вот оно по тексту иосифовской Кормчей (л. 194): «Ни мирским человеком играти не подобно». Это правило, в свою очередь, повторяет предписания 42-го и 43-го правил святых апостолов:
«Игрец и пияница святитель, аще не останется, тогда да извержется. Толкование. Аще который епископ, или пресвитер, или диакон играет и глумится, и люди глумит, и упивается, аще не останется того, да извержется. Иподьякон, или певец или чтец, или мирскии человек таковая же и подобная тем творя, аще не останется того, да отлучится (л. 12 об.)».
Итак, названные правила дают общий запрет предаваться играм, без указания на конкретный перечень игр. Стоглав дает небольшой открытый перечень (т.е. допускающий иные разновидности) игр, в том числе шахматы и тавлеи (возможно, имеются в виду нарды). Но при этом очевидно, что 50-е правило говорит еще и о театральной, актерской игре («играет и глумится, и люди глумит»). Такое понимание подтверждает и 53-е правило Лаодикийского собора, которое повелевает, чтобы христиане, приходящие на брак, соблюдали подобающую им скромность и не обращали внимания на пляшущих или играющих, т.е. дающих некие представления. Новообрядческий канонист епископ Никодим (Милаш) пишет так: «Под игрой, упомянутой в этих правилах и обозначенной в оригинале словом χύβοις (alea), нужно разуметь всякого рода азартную игру (в наше время преимущественно игра в карты), при которой вообще человек стремится отнять от другого как можно больше денег, или же сам обрекает на гибель как свое имущество, так и имущество своей семьи. Это своего рода кража, и как за кражу 25-е Ап. правило предписывает извержение духовного лица, уличенного в ней, так точно и 42-е Ап. правило предписывает извержение всякого наклонного к азартной игре».
Интересно, что привязанность к игре стоит в одном ряду с пьянством. Святые отцы хорошо понимали, что азартные игры ведут к зависимости, подобной алкоголизму. Подобная страсть прекрасно описана в романе Федора Достоевского «Игрок». Там речь идет о карточной игре. В отношении шахмат подобная зависимость — редкость, тем более, что в шахматах исключен элемент случайности. Это интеллектуальная игра.
Но при том, что пьянство — очевидный грех, Церковь никогда не запрещала употребление вина. Исходя из этой логики, можно заключить, что правила запрещают не игры, как таковые, а греховное увлечение азартными играми. Для ребенка игра — естественный способ познания мира. Для взрослых тоже придумано множество полезных игр. Например, в игровой форме можно довольно быстро научиться печатать восемью пальцами. Грешно же пустое прожигание времени за бессмысленными играми (всякие «стрелялки», «танчики» и т.п.), ставки на спорт, игра на деньги. Не только во времена Стоглава, но и лет 50 назад не могли предположить, какую вредоносность будут нести современные виртуальные компьютерные игры. Уже сейчас в некоторых развитых странах появляются клиники для игроманов и интернет-зависимых людей. В нашей стране были случаи, когда подростки из-за игр не только разоряли своих родителей, но даже убивали их. На этом фоне шахматы выглядят благочестивейшим занятием. Скажу больше, я уверен, что навык игры в шахматы — хорошая профилактика компьютерной игромании, других страстей и «увлечений» современной молодежи.
Думаю, нашим детям нужны интеллектуальные игры, в том числе шахматы, для того, чтобы в будущем добиваться успеха в любой сфере деятельности, в жизни вообще. Шахматы тренируют психологическую устойчивость, усидчивость, учат обуздывать эмоции и включать холодный стратегический расчет, формируют навык выигрывать и проигрывать правильно. А что касается азарта, то злоупотребить, как известно, можно и молитвой, и здоровой пищей, и трудом, и сном. Примером такого злоупотребления в шахматах — жизнь гениального Бобби Фишера, который ради игры бросил школу и учебу. Кстати, есть проект, предполагающий введение шахмат в качестве обязательного предмета в каждой российской школе. За это выступает, например, Анатолий Карпов — 12-й чемпион мира по шахматам. Он часто ездит по стране и проводит с детьми сеансы одновременной игры для популяризации шахмат.
О пользе шахмат написано множество книг, приведу лишь несколько слов того же Анатолия Карпова: «Шахматы помогают принять решение и защитить его, развивают объективность, потому что в шахматах одинаково плохо переоценить свои силы и недооценить соперника или наоборот… В жизни это абсолютно необходимо, хотя мало кто об этом задумывается. Живут, делают ошибки и не понимают из-за чего… С помощью шахмат можно поднять интеллект детей, обучить основам стратегии и принятия решений. Понять, что такое план, потому что если вы играете без плана, то всегда проиграете, даже если вы сильнее».