Александр, Европа
9 декабря 2019

Засчитываются ли грехи психически больного человека?

Доброго здоровья. Подскажите, у человека одержимого бесами и помраченного рассудком вне психического расстройства засчитываются ли грехи? Если такой человек совершил большие грехи, может ли он быть допущен к причастию? Что об этом говорится в учении святой церкви? Ситуация такая: человек был болен психическим заболеванием, а возможно, и одержим бесами, даже наблюдался у психиатра, имел инвалидность второй группы с детства по назначению врача психиатра. Был крещен в старообрядческой церкви без оглашения, не имея понятий о вере и не зная догматов и учения РПсЦ. Затем при первой исповеди сказал грехи, которые совершил вскоре после крещения: среди них вероотступничество, принятие исповеди и причастия в еретических конфессиях (у католиков и никониан) и другие грехи. Священник не знал, что человек этот страдает серьезным психическим заболеванием и не может правильно оценивать ситуацию. В итоге он дал ему епитимию (читать 2 кафизмы в день) и написал письмо, что этот человек 12 лет не может принимать причастие, сославшись на церковное правило. Человек вначале выполнял епитимию, а потом перестал. Более того, грехи повторил. Но тут и священник не виноват, так как никто из психически больных не считает себя психически больным. Столь строгое наказание же привело к тому, что он не стал вообще ходить в церковь. Так может ли этот человек при раскаянии исповедаться и быть допущен к причастию? Может ли он посещать церковь и участвовать в литургии и таинствах? Учитывает ли каноническое право и православная старообрядческая церковь, если человек, совершивший серьезный грех, психически болен? По лицу и по разговору с ними это понять очень трудно. Возможно, это одержание бесами или просто помрачение ума. Проводят ли в старообрядческой церкви чин отчитки от бесов? Еще интересует вопрос: иноверные, никониане, католики, имеющие психическое расстройство или одержимость, могут ли спастись, войдя в царство Божье? Спаси Христос.

Думаю, что ваш очень сложный с духовной точки зрения вопрос невозможно решить дистанционно. Если даже живой священник при личном общении с исповедующимся принял, как кажется со стороны, спорное решение, то давать в этом случае советы по интернету, только исходя из текста вопроса, было бы самонадеянно. Священник не является духовидцем и чудотворцем! Не нужно ждать от священника чудес, ясновидения и прорицания будущего или прошлого! Мы слышим на исповеди то, что нам захотели сказать! Если человек, внешне совершенно нормальный и адекватный, говорит нам, что он духовно болен, болезнь тяжелая, симптомы такие-то, то священник имеет возможность только надеяться на милость Божию к пришедшему, молиться о кающемся в своих грехах, желающим победить свои страсти, предложить ему посильное духовное лекарство от недуга. Если же человек ушел после исповеди и больше не проявился, то это беда — и христианина, и священника, и всей Церкви. Христова Церковь имеет снисхождение и милость к болящим.

Помните также, что нельзя быть милосерднее Бога. Мы на земном, человеческом уровне стараемся помочь и исполнить все, что нам предписано. Суды Божии, о каждой из душ прошедших в земной истории, станут известны нам только после нашего «финиша». Когда на Суде будет произнесено слово о состоянии и «качестве» нашей личной души, что определит нашу посмертную участь, то, если нам будет до этого дело, мы сможем узнать многое, вот только, боюсь, нам будет уже не до того. Когда преп. Антоний Великий мучился вопросом, почему хорошие люди болеют и умирают молодыми, а плохие богатеют и живут долго, во время молитвы ему явился ангел и сказал: «Антоний, се суды Божии, а ты внимай себе!»

Мне кажется, что рассуждение о возможности спасения о Христе австралийских аборигенов, пигмеев на Борнео и умерших китайских императоров выходит за те рамки, что необходимы для нашего собственного духовного благополучия. Каждый человек будет отвечать перед Богом за то, что он сотворил по собственной воле. Нам дана Свобода, как мы ей пользуемся, во благо или наоборот — выбор за нами. Исходя из этого, наверное, невозможен абстрактный ответ, спасется ли какая-то группа людей, пусть даже и объединенная помрачением рассудка. С каждой личностью разговор особый. Если человек грешит сознательно, не пытаясь сопротивляться страсти, дело одно, если он находится «вне себя» — то другое. В требнике, в чине исповеди, притом что есть «Указ о исповедании немому и глухому, и бесному, и иже от язык пришедшу во Святое Крещение, и не умеющу ничтоже глаголати» есть указание «…а пьяному и при смерти причастия не дати. А бесному, аще не хулит, то при смерти причастити. Аще ли хулит, то и при смерти причастия не дать». (См. в Кормчей ответ 3 св. Тимофея Александрийского).

Насчет «отчитки». В требниках существует Чин свт. Василия Великого на прогнание бесом, вселившихся в человека. Слышал, что есть священники и епископы, взявшие на себя этот подвиг. Насколько это возможно в современном духовном состоянии и вопрошающих, и молящихся — не знаю. Исходя из чтения наследия святых отец, от оценки или комментариев воздержусь. Постарайтесь быть ближе со своим духовным отцом, следовать его указаниям ко очищению души и ее спасению. Не увлекайтесь «облегченными» и еретическими путями. Когда кажется, что все тяжело и беспросветно, вспоминайте Милость Божию, и в Ее Свете все духовные тяготы окажутся ступенями в Царство Божие!  Дай Бог Вам духовного разума и спасительного послушания Христу!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля