Здравствуйте! Многие экзегеты полагают, что поэт и пророк — это одно и то же, опираясь на то, что поэт в России больше, чем поэт. Но ведь в новозаветное время дар пророческий никому не давался… И нет пророка в своем Отечестве… Помогите разобраться, пожалуйста.
Действительно ли поэт и пророк — это одно и то же?
К сожалению, я не знаю, на каких экзегетов Вы ссылаетесь, но мне кажется, что утверждение, что поэт и пророк — одно и то же, достаточно спорное.
Кто такой пророк? Это человек, через которого Бог изъявляет Свою волю о нашем мире нашему миру. Человек, которого Дух Святой вдохновляет на передачу Слова Божия. В пророчестве Бог изъявляет Свою волю через человека. При этом каждый пророк выступает не просто бездушным автоматом и передает какой-то непонятный ему набор слов. Пророк осмысливает Слово Божие и передает его людям в той культурной и словесной форме, которая понятна и приемлема и самому пророку, и его окружению. Иными словами, в пророчестве непосредственное Слово Божие облекается в ту или иную творческую оболочку, которая может зависеть от творческих действий самого пророка. Поэтому мы имеем в Священной истории разных пророков, говоривших разными языками, разными образами и разным слогом. Но все пророки очень высоко ценили свое слово, смысл, который они вкладывали в свое слово, и поэтому форма выражения их слов всегда стремилась к совершенству, к красоте, к силе образа и воздействия на слушающего. Некоторые пророки даже использовали поэтическую рифму в своих повествованиях. И в этом смысле мы можем утверждать, что каждый пророк — это поэт.
Но это совершенно не значит, что каждый поэт — это пророк. Наличие таланта, способности стихотворства не означает автоматического присутствия Духа Святого. Попытка обострить свое творчество, придать ему мистическое значение не может быть залогом связи с Богом. Поэтому и в пророчестве, и в поэзии первично и существенно присутствие духа Святого. А форма и талант — это всего лишь каемка, которой украшается Слово Божие. И даже известно немало поэтов — активных богоборцев. Поэтому можно утверждать, что каждый пророк — поэт, но не каждый поэт — пророк.
Также нельзя согласиться и с утверждением, что в новозаветное время не было пророков. Неужели Вы не знаете о существовании св. Иоанна Предотечи? Ведь он был пророком. Кроме св. Иоанна, дар пророчества был весьма распространен в апостольский период Церкви. В книге Деяний св. апостолов, в посланиях апостола Павла об этом даре говорится довольно много. И в наше время дар пророчества не может не быть в Церкви. Ибо об этом даре говорилось как о признаке жизни Церкви. Просто пророчество, как выражение воли Божией, не всегда является предсказанием, не всегда направлено ко всем слушающим. Часто оно может быть обращено и понятно только одному человеку. Но однозначно то, что пророчество живо и что в Церкви есть пророки. Просто Господь в Евангелии очень четко обозначил принцип нашего восприятия пророчества: «Имеющий уши — да слышит».