В описании обряда миропомазания указано, что как и Крещение совершается миропомазание лишь один раз (для мирян). Однако, если человек переходит в старообрядчество из новообрядчества, даже если был он крещен в новом обряде без нарушений (т.е. троекратным погружением), над ним все равно совершается обряд миропомазания. Но ведь единожды миропомазание уже совершалось при крещении в новообрядчестве. Почему не делается перепогружение, но делается повторное миропомазание, несмотря на необходимость совершения этого таинства лишь единожды? Спаси Христос!
Сергий, Москва
4 июня 2019
Почему не делается перепогружение, но делается повторное миропомазание при переходе в РПсЦ?
Миропомазание есть таинственное дарование человеку Дара Духа Святого. В древности это происходило через возложение рук апостолов и епископов на крещенного. Впоследствии, при умножении числа верующих, руковозложение трансформировалось в помазание Св. Миром.
Но в любом случае, дарование Дара Духа Святого происходило через верующих христиан, самих освященным таким Даром. И поэтому в миропомазании очень важна преемственность. Согласно мнению блаженного Симеона Солунского, по рассуждению епископа, Миропомазание может совершаться повторно над христианами, которые отпали в ересь или же богоборчество.
Поэтому повторение Миропомазания в древней Церкви не было чем-то необычным. Крещение едино и неповторяемо, а Миропомазание может повторяться. Но даже несмотря на это старообрядцы следуют не этой логике.
Старообрядцы считают, что новообрядцы раскололи Церковь Христову и тем самым оказались вне Тела Христова, и поэтому они не могут совершить дарование Духа Святого. Поэтому необходимо совершать миропомазание при присоединении человека к старообрядческой Церкви как первое, а не как повторное.