Грешен ли человек, если не помнит? Не в плане «забыл», а, например, в случае амнезии после травмы. Т.е. человек грешил когда-то, но потом физиологически забыл об этом. Что делать в таком случае? Надо ли ему всё равно искупать эти грехи, если он даже о них не знает?
Грешен ли человек, если не помнит грехов?
Доброго! Возможно, я ошибаюсь, но, похоже, у Вас достаточно своеобразное восприятие значения исповеди и обозначаемой после нее епитимьи. Сказано: «Исповедуйте друг другу согрешения ваша, яко да исцелеете». Если человек осознает неправедность своих действий, готов отказаться от следования путем греха, то, покаявшись, получает прощения прежних согрешений. Бесплатно. Но! Наша плоть, да и душа, инертны. Мы часто привыкаем к «неправильным» действиям и помыслам, они приобретают в нас силу страсти. «Силы» как таковой нет, но привычка будет тянуть нас в грязь, обратно. Как прививка, как лекарство от повторения падения нам дается епитимья. Пост, поклоны, даже временное предписание воздержаться от принятия Святых Тайн. Духовно-лекарственное средство для предотвращения «рецидива» духовной, а то и телесной болячки.
Священники стараются напоминать православным о необходимости частой исповеди и очищении души от греховной «накипи». Если христианин искренне исповедуется хотя бы по Великим постам, старается к празднику Пасхи подходить хоть пошарпанным, но очищенным, — это одно. Думаю, что его желание быть чистым перед Богом будет принято Им. Христианин при всех своих несовершенствах стремился к Царству Небесному! По Своей Милости Он примет и малейшее желание устремиться к Нему…
Но что бывает чаще. Человек живет, «как получается», т.е. соответствует «миру», в худшем понимании, грешит, как хочет и как складывается. Потом, лет в семьдесят, случается инсульт… он без сознания… Затем смерть…
Сложность не в «неотработанных» грехах, а сердечном желании быть Христианином, чадом Божиим, по своей силе борющимся с Его и нашими врагами. Если всю взрослую и относительно разумную жизнь человек не принес покаяния в ошибках, которые противоречат Божиим Заповедям, если ему для души это было не нужно, то, думаю, Господь, не станет его насильно помещать в место, которое он отверг. Это его, а не Его выбор.
Пока нам с Вами, по Своей Милости, Господь дает время, мы можем исповедать и отказаться от «мути» в нашей жизни. Откладывать исповедь «на потом» смертельно опасно! Господь милостив, но вопрос нашего спасения в желании Спастись!
Дай, Господи, нам разума духовного!