Проповедник баптистов требует от нас указать из книг Священного Писания, что можно поклоняться святым иконам. Нельзя ли указать, где именно об этом говорится?
Где именно в Священном Писании указано, что можно поклоняться иконам?
Иконопочитание указано Самим Богом еще в Ветхом Завете. Сам Бог повелел Моисею устроить Ковчег завета и поставить его в важнейшей части первого ветхозаветного храма — во Святая Святых (Исх., 24: 19 и далее, 26: 33; Второз., 10: 1-5). А Ковчег завета был не что иное, как видимый образ присутствия Бога невидимого, — образ, всегда напоминавший иудеям Иегову и возводивший мысль их к Первообразу (Числ., 10: 35,36). Израильтяне с чувством благоговейного почтения относились также и ко всем святыням скинии, так как последние были устроены по повелению Самого Бога. Сам Бог повелел, например, Моисею сделать два изображения херувимов и поставить их во Святая Святых (Исх., 25: 19-22). Повелел Бог также сделать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святое Святых от святилища (Исх., 26: 31-33), подобно тому, как в новозаветной Церкви иконостас отделяет алтарь от самого храма. Такие же изображения херувимов по повелению Бога были сделаны на попонах виссонных, которые покрывали не только верх, но и стороны скинии и служили для нее вместо стен (Исх., 26). После пророка Моисея Соломон по образцу переносной скинии выстроил другой, постоянный храм Богу, поставил в нем на самой середине Святого Святых два кипарисовых и позлащенных изображения херувимов, которые одними крылами своими соприкасались друг к другу, другими достигали противоположных сторон храма (3 Кн. Царств, 4:27; 2 Кн. Паралипоменон, 3: 10-13), соткал такие же изображения на церковной завесе (2 Кн. Паралипоменон, 3: 14). И что же? Сам Господь не только не осудил за то Соломона, но еще выразил особое благоволение и к строителю храма, и к самому храму (3 Кн. Царств, 9: 3; 8: 9-12). С ветхозаветными священными изображениями, по Божию повелению устроенными и присутствием Самого Бога освященными, имеют точное сходство и св. иконы, употребляемые в Церкви христианской. Как те изображали существо истинных, ближайших божественных служителей, так и наши иконы суть изображения истинного Бога и святых, Ему благоугодивших. И если изображения херувимов в скинии свидения было устроено по непосредственному повелению Самого Бога, то не законно ли простирать это повеление на употребление священных изображений и в храмах христианских? Если Сам Бог заповедал употребление священных изображений в скинии и вне скинии и одобрил их употребление в храме Соломоновом, то почему же они не могут быть употребляемы в храмах новозаветных и вне храмов? Если бы в самом деле такое употребление священных изображений было неугодно Богу или несогласно с христианскою религиею, то, несомненно, было бы об этом разъяснено Христом и святыми Его апостолами. Между тем из свидетельств евангельской истории, записанной в св. Писании Нового Завета, открывается совершенно другое. Господь наш Исус Христос, пришедший не нарушить Моисеев закон, а дополнить и усовершенствовать (Мф., 5: 17), не только не отверг почитание храмов со священными изображениями и предметами, но и Сам ходил на поклонение Богу в Храм иеросалимский. Посещая храм Божий, Христос Господь ревностно охранял святость храма как дома Божия с его священными предметами (Ин., 2: 14-17). Когда изгнал Христос из храма торговцев, то не только не осудил находившихся там священных изображений, но даже назвал Храм иеросалимский «домом молитвы для всех народов» (Мр., 9: 17). Если бы Христос в храме не поклонялся, то книжники и фарисеи, всячески старавшиеся обвинять Его во всем, несомненно обвинили бы Христа и за это, но такого обвинения они не высказывали.
Вообще, если бы поклонение пред священными изображениями было предосудительно в новозаветной Церкви, то Христос Спаситель никогда не сказал бы такой притчи, как притча о мытаре и фарисее, пришедших помолиться в храм, где были священные изображения, и откуда, по словам притчи, усердно молившийся мытарь вышел оправданным (Лк., 18: 13‑14). Баптисты говорят, что не должно поклоняться делу рук человеческих. Но в том-то вся суть их заблуждения по данному вопросу, что они не хотят понять или намеренно извращают святоцерковное учение о почитании святых икон, которое гласит так: «Последующе боголюбивому учению святых отец наших и преданию кафолическия Церкви подобно изображению честнаго и животворящаго Креста, повелеваем полагати во святых Божиих церквах иконы Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и непорочныя Владычицы нашея святыя Богородицы, и всех святых мужей, и чествовати их не богопоклонением, еже подобает единому Божественному Естеству, но почитанием по подобию, якоже воздается честь изображению Креста Христова, Евангелию и иным святыням. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному, и поклоняющийся иконе — поклоняется существу, изображенному на ней» (Догм. 7-го вселенского собора).
Таким образом, из этого догматического учения святой Церкви явствует, что поклоняясь иконам, мы кланяемся не «делу рук человеческих», а тому самому существу, которое изображено на иконе, понимая, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.
«Слово Церкви», 1915 г., № 9