Константин, Вологда
19 ноября 2019

Является ли подтверждением латинскому еретическому мудрованию Евангелие от Иоанна в главе 20 ст. 21-23?

Как известно, католическое учение исповедует, что Святой Дух исходит как от Бога Отца, так и от Бога Сына. Является ли подтверждением этому латинскому еретическому мудрованию указание в Евангелии от Иоанна в главе 20 ст. 21-23? Спаси Христос.

Исус сказал им вторично: мир вам! Как послал меня Отец, так и я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.

Вы имеете в виду этот отрывок Евангелия.

Это событие произошло после Воскресения Христова, когда Он уже был прославлен. Чтобы понять разницу между этим дарованием Духа Святого Христом и Сошествием Духа в Пятидесятницу, нужно иметь в виду следующее. Церковь имеет два аспекта. С одной стороны, Церковь есть Тело Христово, а с другой — Она есть «Полнота Наполняющего все во всем (т.е. Духа Святого)». Вот эта фраза ап. Павла:

Бог все покорил под ноги Его (т. е. Христа) и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1, 22-23).

Два Лица Пресвятой Троицы созидают Церковь, хотя Их миссия различна. Христос есть Основатель Церкви, Он есть Источник жизни Церкви, приобщение к этому Источнику совершается силою Святого Духа. И эту силу Духа Святого Христос и даровал Церкви после своего Воскресения.

Первое сообщение Св. Духа относится к Церкви в целом как к единому Телу. В данном случае Святой Дух преподается не каждому из апостолов в отдельности, а всей совокупности апостолов как единому целому. Дух не относится к отдельным личностям и не сообщает им никакой личной святости, Он выступает здесь как безличностная сила, служебная по отношению ко Христу, Который и дает Его. Этой силой Духа Святаго наполняется таинственная жизнь Церкви. Например, ап. Павел говорит о Крещении:

«все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12, 13)

Более обще можно сказать, что посредством Святого Духа Господь управляет Своею Церковью. И любое Таинство и священнодействие совершается силой Духа Святого. Поэтому, Церковь считает, что Дух Святой освящает любое таинство вне зависимости от духоносности его совершителя. Дарование Духа Святого Спасителем одухотворяет жизнь Церкви в целом, усвояет ей спасительные свойства и возможности. Вся эта деятельность Святого Духа относится к христологическому аспекту Церкви, но Его деятельность в Церкви этим не исчерпывается. Другое происходит в Пятидесятницу.

Дух Святой является уже не как божественная служебная сила, а как самостоятельное Лицо Пресвятой Троицы, не зависящее от Сына по Своему ипостасному происхождению. В Пятидесятницу Дух Святой сошел как Личный Бог. Это схождение Божественной природы, которое Святой Дух и сообщает людям в Церкви, делая их «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1, 4).

Таким образом, благодать, подаваемая каждому из нас в Церкви, имеет ипостасный источник, независимый от Сына. Этим источником является Дух Святой, исходящий от Отца. Именно в силу этого, хотя наша человеческая природа включена в Тело Христово, наши человеческие личности не вовлечены в некий механический и принудительный процесс обожения, который упразднял бы нашу свободу и наше личностное бытие. Если бы благодать не имела ипостасного источника, от Сына отличного, спасение в Церкви напоминало бы буддизм. Обожение представляло бы процесс, итогом которого является полная аннигиляция самих спасающихся. Недопонимание этого и связано с учением о филиокве.

Согласно этому «догмату», Дух Святой мыслится как ипостасно зависимый и От Отца и от Сына в Своем предвечном исхождении. И само ипостасное достоинство Святого Духа у католиков принижается, Он понимается всего лишь как некая служебная связь, взаимоотношение между Отцом и Сыном. Поэтому католиками не осознается различие между Святым Духом, как Лицом Пресвятой Троицы, и теми благодатными дарами, которые Святой Дух сообщает верующим.

Поэтому эти два события, которые смутили вас, понимаются ими одинаково, как дарование Духа Святого от Отца и от Сына. Хочу заметить, что вопрос о филиокве вовсе не есть спор о словах. Это учение трансформируется и на учение о спасении человека, на сотериологию. Ведь не случайно зачатки учения о филиокве были заложены блж. Августином, который первым предложил учение о непреодолимом действии благодати, упраздняющей человеческую свободу.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля