В посёлке, откуда я родом, один знакомый священник РПЦ МП был приглашён на отпевание женщины, которая, по свидетельству её родственников, являлась старообрядкой. Он совершил отпевание, так как рядом не было старообрядческого священника, прочитав разрешительную молитву по старому чину. Вопрос такой: может ли старообрядческий священник напутствовать умирающего никонианина Святыми Дарами и совершить отпевание усопшего?
Может ли старообрядческий священник совершить отпевание усопшего никонианина, если рядом не оказалось священника РПЦ?
Так как между РПсЦ и РПЦ нет литургического общения, то, какие бы молитвы ни читали они над нашими покойниками (да и мы над их усопшими), как бы ни пахло кадило и стройно ни пел клирос, без сознательного и добровольного присоединения человека к иной церкви все действия инославного священника остаются только его произволом. Не имеющим значения. Хотя, конечно, приятно, что похоронили с попом...
Если умирает инославный человек, считающий себя христианином, я, как священник, могу побеседовать с ним, могу указать на различие исповеданий и восприятия Божественной реальности, но его свобода выбора, дар, данный ему Богом, выше моей навязчивости. Захочет принять наше вероисповедание, присоединится к Церкви — смогу и исповедовать, и причастить Святых Таин. Останется при своем мнении — могу только это констатировать и оставить его на его волю. Насильно в рай не тянет даже Сам Господь. Нет у попа права насиловать умирающих, а тем более умерших.