Татьяна , Раменское
21 октября 2020

Можно ли отпевать человека, который утонул в состоянии алкогольного опьянения?

Здравствуйте! Недавно у нас утонул родственник. Утонул в состоянии опьянения, но по неосторожности, то есть не намеревался это сделать. Конечно образ жизни его был таков, что после смерти сына он не мог остановиться в употреблении спиртного. Мы были в растерянности и спросили батюшку о том, что нам делать в такой ситуации. Он ответил, чтобы мы хоронили как обычно, а он со следующим покойником отпоет нашего заочно. Мы похоронили его рядом с родителями. В следующее посещение храма батюшка сказал, что отпевать не будет, так как узнал, что у него, кроме моего мужа есть еще родня,  к тому же жена, что жена должна обо всем заботиться, что он отпел бы, если бы я не рассказывала об этом всей родне, обвинил меня в излишней болтливости, а еще и дурой обозвал. Далее он велел ехать жене нашего покойного к митрополиту, чтобы спрашивать разрешения на отпевание. В митрополии велели молиться дома. Жена приняла решение отпеть его в единоверческом храме, там все сделали, но тоже со следующим покойным (мне неизвестно, сообщалось ли священнику об обстоятельствах смерти). Вопросы: получается, если митрополит не знает, то и отпеть можно утопшего в пьяном состоянии человека? Почему отпевают со следующим покойником? И как дальше верить этому священнику? Неприятно стало ходить на службу. Раньше выходили из церкви как-будто омылись, а теперь тошно.

Здравствуйте! Примите мои соболезнования, это большое горе.

Да, человек, утонувший в состоянии алкогольного опьянения, приравнивается к самоубийцам. В церкви существует категорический запрет на всякое поминовение таковых (14 каноническое правило Тимофея Александрийского). Согласно этому правилу, кстати, священник должен всякий раз узнавать обстоятельства жизни и смерти человека, исходя из этого принимать решение о совершении чина погребения и иного поминания. Совершенно верно в митрополии не дали благословения на отпевание Вашего родственника. Вместо же поминания следует творить милостыню.

Вообще, обращаться к митрополиту или своему епископу следует только в сложных случаях, когда трудно разобраться самому священнику. В канонах есть и исключения из правил, когда принять решение должен архиерей.

Увы, встречаются такие священники, которые берутся за отпевание самоубийц и подобных им, в нарушение священных канонов. Иногда это делается по неведению, небрежности (без выяснения подробностей). Иногда, как это ни прискорбно звучит, из желания получить лишний грош или в угоду родственникам, которые «наседают», уговаривают и упрашивают. Не стоит и говорить, что это никому не приносит пользы. Через грех (а нарушение канонов — грех) невозможно угодить Богу. Опытные священники знают, что даже отпевание людей, умерших своей смертью, но не живших по-христиански, оборачивается большими скорбями.

Если же умершего можно отпевать, то чин погребения чаще всего служится заочно, т. е. не над телом усопшего. Здесь абсолютно не важно, делается это отдельно или заодно с другим покойником. Так просто удобнее и быстрее.

Понимаю, что после всей этой ситуации у Вас пропало желание общаться с таким батюшкой, утрачены доверие и радость посещения храма. Но не злитесь, найдите в себе силы простить священника и молиться за него. Хорошо, если бы кто-то смог указать ему на его ошибки. Умение признавать их и работать над их исправлением — редкий дар. А статус священника еще и способствует развитию самомнения и чувства непогрешимости.

Если у Вас есть возможность ходить в другой храм, то поменяйте приход. А если нет, то молитесь пока дома. Но в любом случае найдите себе духовного отца и с ним советуйтесь. Важно и с другими верующими людьми общаться. «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс.33:19-20).

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля