Здравствуйте, батюшка. Я собираюсь снимать короткометражный фильм, в сюжете которого главный герой, после того как узнал об угрозе жизни своего друга по телефону, собирается идти спасать его. Он говорит слово «Господи». В процессе он подходит к столу, где стоят иконы, пододвигает к себе книгу с названием «Новый Завет», открывает её, и книга оказывается тайником, где лежит нож. И он берет его с собой. Не будет ли считаться это оскорблением чувств верующих? Целей оскорбить кого-либо не преследую. Хочу использовать это как неожиданный сюжетный ход.Заранее спасибо.
Не будет ли сюжет моего фильма оскорблять чувства верующих?
Здравствуйте. Не думаю, что такой сюжет кого-то оскорбит. Хотя не скажу, что он гениален или нов. Я видел что-то подобное в детстве в каком-то фильме. Только там была просто книга, а не Новый Завет.
Раз уж Вы спросили о фильме, то позволю себе поделиться некоторыми рассуждениями об искусстве. Уверен, что настоящее искусство всегда в основе своей христианское. Оно или указывает человеку правильный ориентир, или выражает тоску по Истине. Это не должна быть обязательно проповедь или морализаторство. Помните, к примеру, белый храм на заднем плане в фильме Василия Шукшина «Калина красная»? Или «Жертвоприношение» Андрея Тарковского. Перед самой смертью он снял фильм о человеке перед лицом смерти. Концовка фильма: мальчик поливает сухое дерево, чтобы оно ожило. Потом ложится под дерево головой на камни у основания дерева и говорит, смотря в небо и обращаясь к Небу: «В начале было слово. Почему, папа?» Фильм абсолютно открыто христианский. Герой читает «Отче наш» полностью. Камера медленно движется вверх до сухой кроны дерева, которое очень похоже на крест. Звучит музыка Баха из арии «Страсти по Матфею»: «Смилуйся, мой Бог» (если дословно в немецком тексте: erbarme dich, mein Gott).
Приведу ещё несколько цитат из дневника Андрея Арсеньевича.
«Secondo me, когда говорят о Господе, создавшем нас по Своему Образу и Подобию, следует иметь в виду похожесть сущности и, главное, — это творчество. Отсюда идёт возможность оценки творчества, его образности. Одним словом, смысл искусства в поиске Бога в человеке. Поиске Пути для человека. Я совершенно не приемлю современное искусство. То есть именно искусство, или нечто, претендующее на него. И оттого, что оно бездуховно. Оно из поиска Божественной сущности превратилось в демонстрацию метода».
И ещё. «Я сейчас всё время думаю о том, насколько правы те, которые думают, что творчество — состояние духовное. Отчего? Оттого, что человек пытается копировать Создателя? Но разве в этом добродетель? Разве не смешно, подражая демиургу, думать, что мы ему служим? Наш долг перед Создателем, пользуясь данной нам Им свободой воли, борясь со злом внутри нас, устранять преграды на пути к Нему, расти духовно, драться с мерзостью внутри себя. Надо очищаться. Тогда мы не будем ничего бояться. Господи, помоги! Пошли мне учителя! Я устал его ждать...»
Вот Вам ориентир.
И если Вашим фильмом Вы пробудите от духовной спячки хоть одного человека, заставите задуматься о вечном, — это дороже всех наград, всех Оскаров, как и душа одного человека дороже целого мира (ср. Мк. 8:36).