Игорь, Бельцы
18 декабря 2019

Что важнее для спасения души — внутренняя внимательная духовная жизнь или внешние добрые дела?

Скажите, что для спасения души более важно — внутренняя внимательная духовная жизнь или внешние добрые дела? Один человек спросил меня об этом, и я сказал, что внутренняя духовная жизнь важнее, а внешние добрые дела менее важны, хоть и необходимы. Скажите, правильно ли я считаю или я заблуждаюсь? Не хотелось бы заблуждаться самому и вводить в заблуждение другого человека. Святая Мария Египетская спаслась вовсе без внешних добрых дел, она никому не сделала добра, кроме себя, и стала святой, можно ли на основании этого считать, что внутренняя духовная жизнь важнее добрых дел?

Добрый день! Вопрос Ваш напомнил мне случай, описанный в книге «Древний Патерик»: «Некто рассказывал: были три трудолюбивых, достолюбезных монаха. Один из них избрал для себя дело — примирять ссорящихся между собою людей, по реченному: «блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). Другой — посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, труждаясь, по причине ссор между людьми не мог уврачевать всех и со скорбию пришел к посещающему больных, нашел его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласясь, оба они пошли видеть пустынника, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне? Немного помолчав, пустынник вливает воду в чашу и говорит им: смотрите на воду. А она была мутная, так что ничего не видно было в ней. Спустя немного он опять говорит: смотрите, теперь устоялась вода. Как скоро они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: так бывает и с человеком, живущим среди людей, — от возмущения он не видит грехов своих; а когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видит свои недостатки» (2:32).

Итак, для монашествующих ответ понятен. Но он для тех, кто хочет «совершен быти» (Мф. 19:21). 

А для людей, живущих в миру, невозможно и неправильно замыкаться только на внутренней внимательной жизни. Каждый день приносит свои заботы и свои задачи, которые мы должны решать по-христиански, всякий раз делая нравственный выбор. Это и в семье, и в быту, и на работе, и на отдыхе. И об этом нас спросит Господь на Страшном Суде. Прочтите ещё раз 25 главу из Евангелия от Матфея, стихи 31-46.

Поэтому я бы не стал выстраивать градацию, что важнее, а начал бы вести внимательную жизнь, угождая Богу и внутренним желанием, и внешними делами. Потому что «сие надлежит делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23).

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля