Здравствуйте. В Евангелии Христос говорит: «А Я говорю вам: не клянитесь вовсе…» Помню, что на катехизации этот вопрос рассматривался и, собственно говоря, подтверждалась причина, по которой не надо клясться: «не можешь ни одного волоса сделать белым или черным» и «да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Прочитал у Афанасия Гумерова (арх. Иов), что теперь совесть — свидетель, что Господь установил новые, духовные законы, а обряд клятвы отменил. Как-то так себе и представлял. И если братья или сестры просили клясться или сами клялись — напоминал им слова Спасителя, т.к. полагал тему ясной. Но недавно увидел тексты присяги диаконов и иереев. «Я, многогрешный (имя), призываемый ныне к служению диаконскому, обещаю и клянусь»… «Я, многогрешный диакон (имя), призываемый ныне к служению иерейскому, обещаю и клянусь». И вот тут у меня произошёл так называемый «разрыв шаблона» и начал углубляться. Были Соборы, которые клялись. В общем, я сбит с толку. Так можно ли и нужно ли клясться? Какова традиция Церкви и почему такое разночтение, почему обряд, отменённый Христом, жив ныне, да не где-нибудь, а в самом сердце Церкви? Я, вероятно, что-то не понял или не знаю. Пока для меня слова из Евангелия как-то убедительнее, но и Церковь вряд ли пропустила бы что-то неевангельское, противоречащее. Разъясните, пожалуйста. Спасибо.
Почему обряд клятвы, отменённый Христом, жив ныне?
Доброго здоровья. Согласен с вами, что никто не может отменить Евангелие.
Феофилакт Болгарский в толковании на это место объясняет так: клянясь каждый раз, чтобы тебе поверили, ты ещё больше создаёшь впечатление человека обманывающего. Если постоянно говорить правду, то постепенно люди будут верить тебе и так, без клятв. То есть для христианина достаточно просто сказать слово и его держать.
Насчёт Соборов: не очень понятно, что вы имеете в виду. Как я понимаю, рамки, которые нельзя переходить, Святые отцы ограждали проклятием. Например, Стоглавый собор, глава 31, о крестном знамении: как надо осенять себя крестным знамением, а к непокоряющимся с угрозой проклятия.
Но это не клятва в том смысле, что пишете вы, например, про клятву диакона. Эта клятва, видимо, есть в новообрядческой церкви. У нас в старообрядчестве я такого не только не видел, но даже и не слышал.
Про новые духовные законы не могу сказать ничего положительного, только отрицательное. Помните, как в Новом завете: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (к Галатам послание св. апостола Павла, глава 1, стих 8). На основании этого как-то блекнет все то, что пишет Афанасий Гумеров.