Георгий, Балашиха
9 декабря 2019

Кто может быть достойным Причастия?

Здравствуйте. Взял выдержку с вашего сайта из раздела «Святая Литургия»: «В конце Литургии верных священнослужители и достойные, готовые к этому люди, приобщаются Святых Таин». Разве есть хоть один достойный Причастия? И в чем, по-Вашему, может быть это достоинство и готовность к Причастию? Может, Евангелие полностью прочитать и, конечно, все последование к Причастию, или поститься целый год… Или, получив благословение священника на Причастие, успокоиться: все, теперь, мол, священник взял на себя ответственность за мое Причащение, а я спокойно причащусь — вот ересь-то.. Не с духом ли сокрушенным и сознанием полного своего недостоинства и ничтожества должно приступать к Причастию и помнить, что Причастие — это не награда нам за наши некие «заслуги» и выполнение внешних действий, а Лекарство, которое лечит человека от душевных ран, от повреждения духовного, но, как у каждого лекарства, у Причастия есть своя инструкция — дух покаянный. Ни один святой православный не мог сказать о себе такого.

Уважаемый Георгий! Вы совершенно путаете субъективную и объективную оценку достоинства к причащению. Все ваши рассуждения однозначно касаются субъективной стороны этого вопроса. С этой точки зрения вы правы. Сам святитель Иоанн Златоуст, приступая к св. Причастию, молился такими словами:

Вем (рус. — знаю) Господи, яко недостойно причащаюся Пречистого Ти Тела, и Честней Крови Твоей повинен есм, и во осуждение себе ям и пию (рус. — ем и пью). (Молитва 7 из Последования к св. Причащению).

Это говорил Иоанн Златоуст о себе! Каждый вменяемый христианин, адекватно оценивающий свое духовное состояние и имеющий определенный покаянный настрой, конечно же, должен понимать свое недостоинство для Причастия. Воспринимать Причастие как дар Божий, который подается не по каким-то достижениям, а исключительно вопреки им и абсолютно даром. И более того, если кто-то может сказать о себе, что он достоин Причастия, то это самая первая проблема и самое главное препятствие к принятию Св. Таин.

С другой, объективной, стороны, в Церкви Самим Господом уставлен принцип христианского взаимного контроля и взаимной духовной оценки друг друга. Принцип исповеди на чем строится? На оценке поведения христианина другим христианином. Почему Господь и дал власть связывать или разрешать именно апостолам, а не ангелам или самому человеку. Почему апостол Иаков рекомендует исповедывать друг другу согрешения свои? Потому что в оценке нашей духовной жизни очень важен взгляд со стороны. И именно этот взгляд и может нам подсказать, полезно ли будет нам причащаться или крайне вредно в нашем состоянии. Определить наше объективное достоинство. О том, что можно быть недостойным причастия, что причастие может принести смертельный вред, однозначно говорит апостол Павел:

Кто будет есть Хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает (1 Кор. 12, 27-29).

Принцип достоинства ввел сам апостол. Это не чья-то выдумка, или, как Вы решили, «ересь». Поэтому духовник решает, достоин человек причастия или нет. И это вполне православный подход. Это очень важный момент христианской жизни. Различие субъективного и объективного взгляда. Это касается не только Причастия. Это касается аскетики, молитвы, церковного служения, семейной жизни. Поэтому это следует четко различать.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля