Владимир, Оренбург
23 марта 2019

Будут ли нововведения у староверов для увеличения своих прихожан?

Возможны ли у старообрядцев какие-либо изменения/послабления для новообращенных с целью увеличения количества прихожан? Тех, кто в принципе готов присоединиться, но из-за отдельных (по сути, незначимых) причин этого не делают/не могут сделать? Около 2 месяцев ломаю голову на предмет перехода из РПЦ в РПсЦ. Изначально вопрос был не в том, кто правее (видимо, это староверы), а в том, что будет лучше способствовать моему духовному росту. Есть хороший/начитанный духовник РПЦ (когда я его встретил несколько лет назад, он крайне ревностно относился к любым поискам вне РПЦ, сейчас, спустя несколько лет, к удивлению, не стал отговаривать, мол, если ищешь — это даже хорошо). Поначалу вроде все шло к переходу, но сейчас остановился, и есть тому причины. Понимаю, что благодаря своей закрытости староверы сохранились, но и благодаря ей же не уверен в том, что в моем городе, например, через 40 лет меня будет кому похоронить. Я понимаю, что есть традиции, я не горд (если надо — и за дверью храма могу постоять, только полезно ли это). Одним словом, сейчас отношение староверов к окружающим больше напоминает отношение евреев к самарянам (конечно, не один в один, но стратегия похожа). Это очень отталкивает. В РПЦ разрешили креститься двумя перстами. Почему староверы не сделают ответный шаг — какие-либо послабления тем, кто приходит и у кого есть корни (как правило, все родные) в РПЦ, который способствовал бы приходу к ним новых прихожан, в семьях которых не было старообрядчества. Это же практически вся страна. Почему староверы так не ценят эту возможность? Например, за родственников (не староверов) в моем городе есть заупокойная служба только один раз в неделю (и то в рабочий день и в рабочее время), не понимаю, на кого вообще рассчитывают в РПсЦ, неужели пенсионеры вечны? Мой духовник мне как-то сказал, что беда староверов в том, что они не идут в ногу со временем (прошу понимать это в хорошем смысле). Я сначала его не понял. Теперь очень даже понимаю. Близится 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума. Редкий повод (точнее сказать единственный) сделать рывок в сторону увеличения своих сторонников, усиления, восстановления. Но, по всей видимости, из-за своего консерватизма РПсЦ не воспользуется моментом, другими словами, через год-два после этого редчайшего события кардинально ничего не изменится. Извиняюсь, мне кажется в этом случае (в случае отсутствия каких-либо шагов навстречу потенциальных сторонников) РПсЦ бездарно упустит единственный (не побоюсь этого слова) шанс в своей истории. Единственный потому, что духовно война усиливается, мы постоянно «проигрываем» стратегически все больше и больше. Напрашивается, надо менять стратегию. И еще. Если Исус не побрезговал выпить воду из колодца самарян (для Него, еврея, «нечистых» людей), почему староверы брезгуют такими же людьми, как и они, не дозволяют зайти в храм, креститься? Грешные все, душа есть у всех, физически душа у каждого одинаковая, свойства, конечно, разные. Ведь кроме потомственных староверов новым прихожанам просто неоткуда взяться. Бог может судить/выделять людей на «чистых» и «нечистых». Когда же это делают сами люди (староверы), не подпускают ко кресту, например, — это не похоже на христианские традиции. В Новом Завете многократно указывается, что Исус допускал к Себе всех (это ключевое слово) желающих (второе ключевое слово). К его одежде прикасались «чистые» и «нечистые», главное требование — личная вера и желание. То, что человек был не еврей, не имело никакого значения. Многократно евангелисты свидетельствуют, что Исус подпускал к себе всех! Староверы же допускают только своих. Они молодцы, что сохранили веру, но почему желающие, подпоясанные, в платках, главное, с верой и желанием, должны стоять у дверей? Ну хотя бы разрешили собираться на отдельной части общего зала (раз это принципиально). Раньше, до раскола, когда все были в одной вере, это было полезно для российского общества (т.е. для людей). Во время гонений — тоже правильно. Но сейчас, когда старообрядцы в подавляющем меньшинстве, — такая политика в отношении желающих ошибочна, вызывает недоумение и, главное, неверие в эту истинность.

Во-первых, хочется отметить, что понимание православной старообрядческой жизни как мертвого свода архаичных правил, когда-то кем-то в какие-то дремучие времена написанным, не соответствует действительности. Именно такое превратное понимание и было у патриарха Никона, что и привело в конечном итоге к трагедии.

Дело в том, что на самом деле христианские дисциплинарные правила являются следствием обычной христианской жизни. Правила поведения и каноны — это сгусток всего двухтысячелетнего церковного опыта. Это не результат чьего-то закоренелого консерватизма или оголтелого либерализма. Церковь так решила, потому что в результате конкретного церковного опыта это решение является самым оптимальным. Для примера можно сравнить с элементарными правилами дорожного движения. Даже если нигде не видно приближающегося автомобиля, но если горит красный свет, то следует стоять. И это правило написано кровью многих и многих жертв. Так же и в Церкви. Если то или иное правило или требование кажется неуместным, то это только потому, что наш духовный опыт ограничен 70-80 годами жизни. И всего лишь одной душой. А у Церкви опыт тысячелетний, помноженный на миллионы ее членов. Поэтому Ее опыт, правила и дисциплина несравнимо совершеннее нашего ограниченного представления. В этой ситуации, как бы это ни казалось банальным, следует подчиняться тем или иным требованиям Тела Христова. И это подчинение, этот реальный духовный опыт является самым лучшим внутренним стимулом развития всей Церкви. Ведь первоначально в Церкви всего было 12 апостолов. Но эта кучка перевернула весь мир.

А, во-вторых, хочу Вас уверить, что если возникает какая-то конкретная (не абстрактная) дисциплинарная проблема или трудность в воцерковлении, знакомстве с Церковью, во взаимоотношениях с Общиной, то это всегда решается в конкретном индивидуальном порядке. Нельзя сформулировать единственное всех устраивающее дисциплинарное решение. В каждом конкретном случае священник, старший в Общине брат или сестра помогут решить то или иное затруднение.

И, в-третьих. Я уже неоднократно здесь писал об этом. И повторюсь еще. Ну не стоит такой задачи перед Церковью — увеличивать численность христиан! Не давал нам Господь такого поручения. В Евангелии Христос четко говорит, что это Он и только Он привлекает кого-либо ко Отцу. Наша задача и как Церкви, и как каждого отдельного христианина — это свидетельствовать об Истине, свидетельствовать о Христе. Вот в этом нам следует подвизаться. А все эти юбилеи, исторические шансы — они уже много раз были, проходили, новые наступали, а Церковь по-прежнему стоит непоколебимо и будет стоять до скончания века.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля