Сейчас в России много говорят о подвиге царя Николая 2, его даже называют «искупителем народа своего». В части православного сообщества бытует убеждение в особой священной роли расстрелянного царя, сакральном значении его смерти и необходимости «всенародного покаяния» за это. В РПЦ царская семья канонизирована и причислена к лику мучеников. А как РПсЦ относится к Николаю 2? Насколько известно, он немало сделал для старообрядчества.
Как РПсЦ относится к Николаю II?
При жизни императора Николая 2 мы молились о здравии царя по заповеди апостольской:
Прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих (1 Тим. 2:1-2).
После подписания Николаем 2 указа «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 г. все верующие были преисполнены благодарности монарху за долгожданное дарование свободы, возможности строить храмы, совершать крестные ходы и т.д. Мы и сейчас вспоминаем это с благодарностью, и ежегодно особо торжественно празднуем праздник святых Жен-Мироносиц в память распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. Казаки-старообрядцы служили царю в его гвардии до последних дней.
В то же время мы никогда не считали царя и его домочадцев святыми, прежде всего, по той причине, что они не были чадами Христовой Церкви. Канонизация царя сначала РПЦЗ, а потом и РПЦ вызывает массу вопросов, недоумений и откровенного неприятия не только среди старообрядцев, но и среди здравомыслящих людей, принадлежащих к московскому патриархату. Чего стоит одно только Кровавое воскресенье! А отречение от престола? Интересно, что в 1917 г. ни один архиерей синодальной церкви не выступил в защиту императора. Сегодня Николая 2 называют царем-страстотерпцем, но на момент расстрела он уже не являлся царем. Эти недоумения можно продолжать и продолжать.
Безусловно, убийство Николая 2 и его семьи — тяжкий грех. Но нам глубоко чужды явления так называемого «царебожничества», вера в царя-искупителя, мифологизация истории и личности последнего русского императора.