Марина, Серпухов
18 мая 2020

Как объяснить, что неверующие люди совершают чудеса?

Многие совершают чудеса, в том числе те, кто не принадлежит к членам святой Христовой Церкви. Как это понимать?

Ответ:

Сказав «Не всяк глаголяи ми Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего Иже есть на небесех», Исус Христос присовокупил и следующие слова: «Мнози рекут Ми во он день, Господи Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом. И Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им, яко николиже знах вас. Отъидите от Мене делающие беззаконие» (Мф., 7: 22,23).

По изъяснению святого Иоанна Златоуста, это Он сделал для того, чтобы показать, «что ни вера, ни чудеса ничего не значат без добродетельной жизни». «Мнози рекут Ми во он день, Господи Господи, не в Твое ли имя пророчествовахом? — то есть, — говорит святой Златоуст, — не только тот лишается Царствия Небесного, который имеет веру, а о жизни не радит, но равно будет отстранен от священных врат его и тот, кто при вере сотворил даже много знамений, а доброго ничего не сделал».

То же говорит и святой апостол Павел: «Если имею дар пророчества и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я — ничто» (1 Кор., 13: 2). И апостол Ияков говорит: «Что пользы, братия мои, если кто имеет веру, а дел не имеет. Может ли эта вера спасти его? ...как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва. (Ияк., 2: 14,26). Таковые услышат ответ: «Николиже знах вас. Отъидите от Мене делающие беззаконие».

Но как же таковые могли пророчествовать во имя Господне? Как могли они изгонять бесов и совершать многие силы Его именем? На это святой Златоуст дает такой ответ: «Не удивляйся. Вся эта благодать была ни что иное, как дар Подавшего ее. А те ничего от себя не принесли, почему справедливо и наказываются, поскольку сделались неблагодарными и нечувствительными перед Тем, Который так их любил, что дал им, хотя и не достойным, благодать чудотворения. Многие из верующих получали дары. Таков был тот, который изгонял демонов, не будучи последователем Исуса Христа (Мр., 9: 38; Лк., 9: 49). Таков был и Иуда, потому что и он, будучи злым, имел дар чудотворения. То же можно найти и в Ветхом Завете, то есть что благодать часто действовала в недостойных для блага других. Так как не все ко всему были способны, но иные вели жизнь непорочную, а не имели такой веры, другие же напротив, то Господь, как первых чрез последних побуждал являть великую веру, так и последних чрез этот несказанный дар призывал к исправлению. Вот почему Господь и давал благодать в великом обилии. И что дивиться тому, что Он дары благодати дал людям, уверовавшим в Него, но не имеющим жизни, согласной с верою, когда Он является действовавшим и в тех, которые не имели ни той, ни другой? Так, Валаам был чужд и веры, и добродетельной жизни. И однако благодать в нем действовала для устроения спасения других. Фараон был такой же, однако и ему Бог показал будущее (Быт., 11: 1). Навуходоносору, самому беззаконному человеку, также открыл то, что имело случиться по прошествии многих родов. Также и сыну его, своим нечестием превзошедшему отца, открыл будущее — и все для чудных и великих дел Своего Промысла (Дан., 2). Итак, поелику и тогда, при начале евангельской проповеди нужны были многие доказательства силы Христовой, то из числа недостойных многие получали дары. Впрочем, от таких чудес они никакой не получили для себя пользы, а только навлекли на себя еще большее наказание. Потому Спаситель и произнес к ним страшное это слово николиже знах вас (Творения Златоуста, т. 6, стр. 277-278).

И блаженный Иероним говорит: «Пророчествовать, проявлять силы чудотворения и изгонять бесов — не есть заслуга того, кто действует. Он производит это или чрез призывание имени Христова, или же это подается ради осуждения тех, которые призывают и ради пользы тех, которые видят и слушают. Так что хотя люди и презирают творящих чудеса, однако они должны чтить Бога, вследствие призывания имени Которого совершаются столь многие чудеса. Потому что и Саул (1 кн. Царств 10: 11,12), и Валаам (Числ., 23: 16), и Каиафа (Ин., 11: 49) пророчествовали, не зная, что они говорят. И Фараон (Быт., 11: 1,17), и Навуходоносор (Дан., 2: 1‑45) в сновидениях предузнают будущее. И сыновья Скевы, по свидетельству книги Деяний апостольских, — по-видимому, изгоняют демонов (Деян., 19: 14). Ведь и об Иуде повествуется, что имея душу предателя, он среди прочих апостолов совершил многие знамения» (Творения, ч. 16, стр.51).


Журнал «Слово Церкви», 1915, № 52

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля