Ольга, Тутаев
5 августа 2020

Не вредно ли верующим детям учиться светским наукам?

Не вредно ли верующим детям учиться светским наукам?

Ответ:

Прежде всего необходимо воспитывать детей в наказании и учении Господни, как наставляет св. апостол Павел (Еф., XVII, 4). «Все у вас должно быть второстепенным по сравнению с заботой о детях и с тем, чтобы воспитывать их в наказании и учении Господни» — говорит и св. Иоанн Златоуст (Творения его, XI, 186). Но необходимо дать им и другое воспитание, выдвигаемое требованиями современных жизненных условий. Такое воспитание достигается посредством школы, программа которой соответствует этим требованиям. Вы, конечно, не против того, чтобы ваши дети обладали необходимыми познаниями, и лишь недоумеваете: а можно ли получать эти познания в школе, руководимой чуждыми нам по вере людьми? Само собою понятно, что лучше было бы, если бы старообрядцы заботились об открытии своих школ, чтобы их дети обучались в своих школах, под руководством своих единоверных учителей и под наблюдением своих пастырей-законоучителей. Но если по каким-либо обстоятельствам такой школы нет, волей-неволей приходится пускать своих детей и в чужие школы. В этом поступке, однако, нельзя усматривать такое преступление, которое бы каралось отлучением от Церкви.

Мы знаем, что наши великие святители: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, — не говорим о многих других великих мужах Церкви, — получили образование даже в языческих школах. Нужно страшиться не того, где будут учиться ваши дети, а того, чтобы они не получили воспитания худого, растлевающего. «Не безрассудно ли, — говорит св. Иоанн Златоуст, — учить детей искусствам, посылать их для этого в училище, ничего не жалеть для этого, а о воспитании их в наказании и учении Господни не заботиться? Сами же мы первые и пожинаем плоды такого воспитания детей своих, видя их дерзкими, невоздержными, непослушными, развратными» (там же, 185). Но, высказываясь так, святой отец, однако же, спешит оговориться: «Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались к нему исключительно» (там же, 186).

Таким образом, великий светильник Церкви св. Златоуст не воспрещал обучения и светским наукам, находя лишь более необходимым обучение Божественным Писаниям. В том же духе высказывается и св. Василий Великий. Он говорит: «Собственное превосходство дерева — изобиловать зрелыми плодами; но оно носит на себе и некоторое украшение — листья, колеблющиеся на ветвях: так и в душе истина есть преимущественный плод, но не лишено приятности и то, если облечена душа внешнею мудростию, как листья, которые служат покровом плоду и производят не неприличный вид. Почему говорится, что и тот славный Моисей, которого имя за мудрость у всех людей было весьма велико, сперва упражнял ум египетскими науками, а потом приступил к созерцанию “Сущего”. А подобно ему и в позднейшие времена о премудром Данииле повествуется, что он в Вавилоне изучил халдейскую мудрость, и тогда уже коснулся “Божествен­ных уроков”. Находя, что этим достаточно сказано, что сии внешние науки не бесполезны для душ, святой отец прибавляет наставление “в какой мере должно нам изучать их”. Он говорит: “Со всяким охранением должно оберегать душу, чтобы находя удовольствие в словах, незаметно не принять чего-нибудь худого, как иные с медом глотают ядовитые вещества... Кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может запастись некоторою пользою и для души. Ибо пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым. И мы, если целомудренны, собрав из сих произведений (внешних писателей), что нам свойственно и сродно с истиною, остальное будем проходить мимо. И, как срывая цветы с розового куста, избегаем шипов, так и в сих сочинениях, воспользовавшись полезным, будем остерегаться вредного» (Беседа к юношам о том, как получить пользу из языческих сочинений).

Нужно ли прибавлять к этому, что известный старообрядческий деятель, автор знаменитых «Поморских ответов», Андрей Денисов, учился в школе та­кого явного врага старообрядчества, как Феофан Прокопович? «Зна­ние делает человека религиозного не слабее, а сильнее в вере в истину», — говорит еп. Михаил. Если мы, исполняя слово апостола, позаботимся воспитать наших детей в наказании и учении Господни, то никакая школа не отнимет у них веры, не принесет вреда их душе.


«Церковь», 1912, № 1

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля