Так получилось, что среди моих друзей и знакомых много никониан. Например, мои соседи — воцерковленная семья, ходят на службы в никонианскую церковь, без молитвы за стол не садятся. Правильные в общем-то люди. Возможно ли мне разделить с ними трапезу, и как быть с молитвой перед едой? Разумеется, я знаю о запрете на совместную молитву с никонианами. Этот запрет касается любой молитвы, или только церковной?
Запрет молиться с никонианами касается любой молитвы или только церковной?
Спаси Христос за вопрос. Он касается не только Вас, но и большинства наших христиан. Действительно, едва ли найдется старообрядец, у которого нет никониан или иноверцев среди родственников, соседей и сослуживцев. Тем более если говорить о вновь пришедших людях. У них вообще кругом одни иноверцы или безбожники. И как же быть? Не садиться вместе за стол, не отмечать совместно праздники?
Давайте поищем ответ в Священном Писании. Вот что говорит апостол язычников коринфским христианам:
Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. … Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10:23-24, 27).
Вот, как эти слова комментирует святой Феодорит Кирский:
Апостол не повелел и не запретил позванному идти, но власти позванного предоставил, что делать, потому что невозможно было бы уловлять неверных, прекратив сообщение.
Итак, Павел не запрещает совместную трапезу даже с язычниками. А мы ведём речь о людях, верующих во Христа, хотя и принадлежащих к еретической церкви. Причем тогда существовала опасность съесть что-то идоложертвенное. И только это строго воспрещает апостол. А просто разделить трапезу он позволяет, оставляя это дело на рассуждение каждого, исходя из конкретной ситуации. Об этом ясно говорит выражение: «если захотите», которое точнее можно перевести «если решите».
Каким должно быть это рассуждение, можно увидеть из следующего совета преподобного Иоанна Лествичника:
Неверных или еретиков, которые охотно спорят с нами для того, чтобы защитить свое нечестие, после первого и второго увещания должны мы оставлять; напротив того, желающим научиться истине не поленимся благодетельствовать в этом до конца нашей жизни. Впрочем, будем поступать в обоих случаях к утверждению собственного нашего сердца («Лествица», 26:124).
Но не думаю, что всякое наше общение с никонианами обязательно должно содержать апологию старой веры. Есть много других общих тем, которые можно обсудить и сохранять просто хорошие человеческие отношения друг с другом, если нас связывают родственные или деловые отношения. Или, к примеру, дружба, возникшая ещё до обращения в веру. Между тем в старопечатных книгах обретаются более категоричные советы.
А с еретиками и иноверными, от нихже отвратился еси, в молитве отнюд не сообщайся. Такоже и в ядении и питии, кроме некия благословныя вины или великия нужды. Да не ключится ти оное страшное осуждение, сице изреченное: услышите вси вы, иже с еретики вкупе ядущии и пиющии, болезенныи сей ответ, яко вы Христовы врази бысте. Иже врагом царевым друг есть, сей не может друг царев быти и жити недостоин есть, но со враги погибнет и горшая подъимет. И паки. Послушайте, иже с еретики любящиися, како имати убежати гнева приходящего на них, иже с ними сквернящиися в ядениих и питиих, како смеете приступити к Божественным Тайнам Христовым (Маргарит, Слово о лжеучителях).
Цитирую по книге «Чин крещения», изданную святителем Арсением Уральским (л. 19). Эти слова он поместил в поучение для человека, перешедшего из никонианства в старую веру. Беспоповцы именно так буквально восприняли эти слова, несмотря на вышеприведенные слова апостола Павла и на оговорку «кроме некия благословныя вины или великия нужды». В частности, они имели особую посуду для еретиков. Я знаю о молодом неофите, который ел отдельно от родной матери в комнате, хотя та ему готовила пищу. И смиренно терпела причуды сына. О, наши терпеливые матери! Они и не такое порой претерпевают от своих чад. Излишне, думаю, говорить, что такое поведение не способствовало просвещению мамы. И сохрани нас, Господи, от такого фарисейства. Кстати, слово «фарисей» в переводе означает «отделившийся».
Важно понимать, что когда писались эти строгие запреты на общение, то православные были в большинстве. А сейчас мы в меньшинстве. И тем актуальнее апостольские советы для новообращённых христиан Коринфа. Кроме того, еретики тоже разные бывают. Одно дело, ярые антистарообрядцы (увы, такие кадры ещё встречаются), а другое дело – люди, принадлежащие с детства к иной конфессии и мало или совсем не слышавшие о древлеправославии.
Порой я думаю, не в этой ли самоизоляции кроется одна из причин, почему старая вера не распространялась среди того инородного населения, где жили старообрядцы, например, в Молдавии, Румынии, Америке (редкие совместные браки не в счёт).
Поэтому я считаю, что мы должны поступать, руководствуясь прежде всего душевной пользой ближнего и конкретными обстоятельствами. В студенческой или рабочей столовой, в командировке вы не сможете изолироваться от окружающих.
Несколько сложнее дело обстоит с молитвой. Молиться вместе воспрещено и в церкви, и в частном порядке. Поэтому в таком случае придется молиться порознь, а кушать совместно, заранее обговорив эту ситуацию, объяснив причину. Верующие люди поймут. Помню, читал, что когда впервые наши христиане посещали Агафью Лыкову, а она ещё принадлежала к часовенному согласию, то именно так и делали. Если вы пришли в гости, то творите молитву отдельно, если они пришли к вам домой, то вы возглавляйте молитву, а они сами по себе.