Тимур, Москва
12 мая 2020

Должно ли меняться Православие?

Здравствуйте! Я не старовер, я прихожанин церкви нового обряда, но нахожусь в поиске. Недавно случилась полемика, в которой мне довелось поучаствовать. Разговор касался нововведений, которые (судя по публикациям в том же интернете) то там, то здесь встречаются в РПЦ. Мне пока не довелось лично «встретиться» с новым подходом, но думаю, что рано или поздно это произойдет. «Новый подход», как я понимаю, практически во всем — от архитектуры храма до отношения к посту, к таинству Причастия и т.д. Происходит подмена сакральности свободой и нездоровым желанием обновления. Мотивируется это все тем, что меняются времена и нужен другой подход к «подаче материала». Особенно меня поразило то, что когда я выразил мысль о том, что в этом всём есть что-то неправильное, то у меня появились оппоненты из числа тех, кто, как я думал, должны думать так же, как и я. Другой момент, который меня поразил, — это те люди, которые считают, что обновление — это зло, на мои реплики по поводу того, что в 17 веке произошло своего рода обновление, но вы почему-то принимаете этот факт и соглашаетесь с ним, ополчаются и ничего не хотят слышать об этом. Это небольшой «крик души». Что касается вопросов. 1. Существует ли проблема описанного мною (или другого) проявления обновленчества в РПсЦ? Или же у староверов уже изначально есть от этого «прививка»? 2. Были ли расколы до раскола 17 века? 3. Должно ли Православие меняться, на ваш взгляд? Простите, если написано сумбурно. Если вопрос будет достоин вашего внимания, то буду благодарен за ответ.

Здравствуйте! Сначала несколькими словами прокомментирую ваш «крик души». Вы совершенно справедливо отметили противоречивость, которую проявляют новообрядцы. Мне не раз (если не сказать, всякий раз) приходилось видеть в беседе с ними такие «двойные стандарты»: могут осуждать современные новшества, но когда говоришь о несоизмеримо больших новшествах, введенных Никоном, тут же «ополчаются», как вы изволили выразиться. Находятся какие-то лукавые объяснения, успокаивающие совесть, заставляющие ее примиряться даже с казнями староверов и даже оправдывать их. Поразмышляйте об этом и понаблюдайте еще.

Теперь краткие ответы на вопросы.

  1. Да, можно сказать, что у староверов в некотором смысле есть «прививка» от обновленчества. Мы твердо помним апостольские наставления «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 1:3); «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что́ мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8) и другие. А также слова святых отцов о недопустимости прибавить или убавить что-то от православного предания нашей веры. Опыт гонений и стояния в вере закалил нас. Но соблазны все равно остаются. Враг не дремлет и искушает то с одной, то с другой стороны, сеет раздоры и расколы.
  2. Увы, расколы случались в Церкви. Не только в Русской Церкви, но и по всему миру. Самый трагический, пожалуй, —великий раскол на Западную и Восточную церкви. Об этом еще апостолы предупреждали нас. Вот, уже упомянутый нами апостол Иуда пишет далее в своем послании: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению, нечестивые, обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Исуса Христа» (Иуд. 1:4). Апостол Павел говорит: «Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20:29-30). Таких еретиков было в истории много. Углубитесь в историю Церкви. Можно рекомендовать труд профессора Василия Васильевича Болотова «Лекции по истории Древней Церкви», а по истории русской Церкви труды Е.Е. Голубинского, Н.Ф. Каптерева и А.В. Карташева.
  3. Православие остается неизменным. Но чтобы сохранять его чистоту, необходимо его изучать и жить в согласии с ним. Жизнь ставит перед нами новые задачи, и, решая их, есть опасность впасть в противоположные крайности. Первая — это модернизм, то, о чем вы говорите в своем вопрошании, когда наследие отцов церкви считается устаревшим, несвоевременным. И предлагается некий «новый подход». Другая крайность — это мнение, что все уже сказано отцами и нам не надо прилагать никаких мыслительных усилий. Однако задача наша — быть верными святоотеческому наследию, его букве и духу. И в этой верности находить ответы на вызовы современности. Это трудная задача.

Искренне желаю, чтобы ваш поиск привел вас в истинную Церковь Христову.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля