Здравствуйте. Исус говорил, что всех надо любить. А надо ли любить бесов и сатану? Я слышал, что Исус ноги людям мыл, а мыл бы он ноги бесам или сатане?
Нужно ли любить бесов?
Здравствуйте! Чтобы узнать истину о Боге, о Его заповедях и невидимом мире, надо доверяться не слухам, а Божественному откровению, данному в Священном Писании и хранимом святой Православной церковью. Цитаты из Писания я и приведу Вам.
Исус действительно умыл ноги ученикам (см. Ин. 13:4-15). Он же после этого заповедал:
Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13:34-35).
Это сказано людям и о людях, а не о бесах. Спаситель Сам исполнил эту заповедь, молясь даже на кресте за Своих врагов:
Отче! прости им, ибо не знают, что делают (23:34).
Сатана — падший ангел, восставший по причине гордости против Бога и утративший свое ангельское достоинство. После падения для него и его ангелов (бесов) нет покаяния, как и для людей оно невозможно после смерти. Им уготована вечная мука. «Тогда (Спаситель) скажет и тем, которые по левую сторону (грешникам):
идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41).
И в Апокалипсисе написано:
Диавол, прельщавший их (людей), ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веком (Откр. 20:10).
Сатане попущено Богом искушать людей ради определения их свободной воли к добру. Он искушал даже вочеловечившегося Господа Исуса Христа (см. Мф. 4:1-11). Искушает он и каждого из нас. Ни о какой любви и речи быть не может. Апостол Иаков в своем «Соборном Послании» говорит:
Покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас (Иак. 4:7).
Апостол Павел пишет:
Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6:12).
И повелевает облечься в броню праведности, надеть шлем упования, взять щит веры, чтобы борящиеся с незримыми врагами могли «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16).
Исходя из такого понимания духовной брани, мы можем исполнить заповедь о любви к ближним. Люди бывают злы к нам, но надо понимать, что через них действует дьявол. Его намерение в том, чтобы мы возненавидели ближних, а не бесов, и тем самым отпали от Бога.
Вот как об этом рассуждает преподобный Максим Исповедник.
«Господь наш Исус Христос, видя замыслы бесовские, не возненавидел фарисеев, которых диавол подвигнул на действие (ибо как Он, будучи по природе Благим, мог возненавидеть?), но Своей любовью к ним дал отпор действующему. А приводимых в действие диаволом — поскольку они могли и не подвергаться такому воздействию, а добровольно по нерадению были одержимы действующим — вразумил, обличил, поругал, назвал достойными жалости и не перестал благодетельствовать им; хулимый ими, Он терпел и, страдая, был стоек, делом обнаруживая Свою любовь к ним. О брань удивительная! Вместо ненависти Он показывает любовь и благостью повергает отца зла. Ради этого Он претерпел столь великое зло от них или, сказать точнее, ради них, даже до смерти подвизавшись, как подобает человеку, за заповедь любви, и стяжал полную победу над диаволом, увенчавшись венком воскресения ради нас.
Таково было намерение Господа: чтобы, ради нас подчинившись Отцу, как человеку вплоть до смерти соблюсти заповедь любви. А диаволу Он дал отпор тем, что, страдая от него через побуждаемых им фарисеев и книжников и будучи добровольно побеждаемый, победил надеющегося победить и избавил мир от его власти. Таким образом Христос был «распят в немощи» (2 Кор. 13:4), этой немощью смерть умертвил и «имеющего державу смерти, т.е. дьявола» (Евр. 2:14) упразднил».
Итак, бесам мы должны противиться, но не бояться их. Перед диаволом мы не беззащитны. Бог делает все, чтобы оградить нас: Он дает нам Свой Крест, Церковь, таинства, Священное Писание, христианское учение, пост и молитву.