Здравствуйте. Недавно услышал, что кроме Ноя спаслось ещё 8 человек, кто они? А самый главный вопрос: кого боялся Каин после изгнания его Господом, говоря, что ему сделают зло первые встречные? Кто мог быть, если на Земле Адам, Ева и он!? И почему так много несостыковок в Писании? Создается впечатление, что Ветхий Завет писался специально для одного народа — евреев!
Почему так много несостыковок в Ветхом Завете?
Здравствуйте. Возьмём в руки Библию и будем там искать ответы.
1. О Ное.
И сказал Господь [Бог] Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег... И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа.... Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля (Быт. 7:1, 7; 9:18-19).
Итак, считайте: после потопа спаслось всего восемь человек, в том числе Ной. А теперь для назидания прочтите вот этот отрывок из соборного послания апостола Петра: «Христос... некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Исуса Христа» (1 Пет. 3:20-21).
2. О Каине.
И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его (Быт. 4:13-15).
Кого же, кроме родителей своих, боялся Каин? Ответ лежит на поверхности. Каин хорошо понимал, что ему предстоит прожить долгую жизнь и что за это время на земле появится много людей. Он это предвидит и об этом вопрошает Господа. А то, что он действительно прожил очень долго, мы узнаем из этих строк Писания:
И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламех. И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема» (Быт. 4:16-22).
Таким образом, Каин жил до седьмого поколения: таково было определение Божия суда. Это удивительно, но вспомним, что отец Каина жил до девятого рода и умер на 56-м году жизни Ламеха.
В Писании ещё немало загадок. Например, интересно узнать, как это, когда Писание нигде не упоминает о другой женщине, Каин имел жену? Вот что на это отвечает святитель Иоанн Златоуст в 20-ой беседе на книгу Бытия:
Не удивляйся этому, возлюбленный: божественное Писание нигде не делает точного исчисления женского пола, но, избегая всего излишнего, вкратце упоминает о мужах, и то не о всех; да и о них очень кратко повествует нам, например, что такой-то родил сыновей и дочерей, и умер. И в настоящем случае можно полагать, что Ева после Каина и Авеля родила дочь, которую Каин и взял себе в жены. Так как это было вначале, а между тем роду человеческому нужно было размножаться, то и позволено было жениться на сестрах. Поэтому Писание, представляя нам самим дополнять остальное, говорит только: «и познал Каин жену свою.
3. О «несостыковках».
Вы далеко не первый, кто ставит подобные вопросы. Даже такие великие умы, как блаженный Августин, некоторое время не могли понять и принять ветхозаветной морали, пока не услышали проповеди великого православного епископа Амвросия Медиоламского. Позднее Августин напишет книгу «Христианская наука», в которой, в частности, скажет о неоднозначности и темноте некоторых мест Писания, а также укажет средства к разумению священных книг. Были такие еретики, которые полностью отвергали Ветхозаветное писание, называли Бога злым и жестоким и т.п. Но не сомневайтесь, Церковь по внушению Святого Духа преодолела это искушение и нашла ответы на подобные вызовы. Мы тоже уже отвечали на вопросы о Ветхом Завете, почитайте их. И в этом тексте мы показали, где и как искать ответы на недоуменные вопросы.
Так что исследуйте Писания и глубже познавайте свою веру!
А напоследок я приведу выдержку из «Исповеди» блаженного Августина, где он объясняет, как согласовать между собой то, что в разное время одним разрешалось то, чего другим уже запрещалось.
«И я не знал настоящей внутренней правды, которая судит не по обычаю, а по справедливейшему закону всемогущего Бога, определившему для отдельных стран и времен нравы и обычаи, соответствующие этим временам и странам, хотя сама она всегда во всяком месте и во всякое время одна и та же. По ней праведны и Авраам, и Исаак, и Иаков, и Моисей, и Давыд, и все те, кого восхвалили уста Господни. Неправедны они по суду людей непонимающих, судящих от сегодняшнего дня и меряющих нравственность всего человечества мерилом собственной нравственности. Так, человек, незнакомый с тем, куда какие доспехи надевать, захотел бы прикрыть голову поножами и обуться в шлем, а потом стал бы роптать на их непригодность; другой возмутился бы тем, что в послеполуденные часы, объявленные праздником, ему не разрешается выставлять товар на продажу, когда утром это было разрешено; третий, увидя, что в одном доме какой-то раб возится с предметами, дотронуться до которых не дозволено виночерпию, а за хлевом делается то, что запрещено перед столом, пришел бы в негодование, почему всем и повсюду не дозволено одно и то же, хотя тут и одно жилье и одна рабская семья. Таковы и те люди, которые возмущаются, услышав, что в тот век праведникам разрешалось то, что в этом праведному не разрешено. Одним Бог заповедал одно, другим — другое, в соответствии с условиями времени, но и те и другие служили одной и той же правде: так, доспехи подходят тому же самому человеку, одни для одной части тела, другие для другой; в течение того ж самого дня одним и тем же делом сейчас можно заниматься, а через час уже нельзя; в той же самой усадьбе в одном углу разрешено и приказано делать то, что в другом справедливо запрещено и подлежит наказанию. Значит, правда бывает разной и меняется? Нет, но время, которым она управляет, протекает разно: это ведь время. Люди, при своей кратковременной земной жизни, не в состоянии согласовать условий жизни прежних веков и других народов, условий им неизвестных, с тем, что им известно; когда дело касается одного человека, одного дня или дома, то тут они легко могут усмотреть, что подходит для какой части тела, для какого часа, для какого отделения или лица: там они оскорблены, тут согласны».