Сергей, Саратов
2 декабря 2020

Как избавиться от дурных мыслей и душевной боли?

Здравствуйте. Дайте пожалуйста совет. У жены до встречи со мной несколько раз была интимная связь с другим молодым человеком, с ее слов — ошибка молодости. У меня она единственная. Вместе уже 14 лет, женаты 9 лет. Встречаться начали когда ей было 18, а мне 17. Если бы не этот момент из ее прошлого, то можно назвать ее идеалом женщины. Очень любим друг друга. Вижу, что она очень искренне раскаивается. Меня одолевают разные мысли о ее прошлом, все это очень тяжело. В этом году повенчались. После венчания было лучше примерно месяц. Очень сильно люблю свою жену, поэтому, наверное, и переживания такие сильные. Она тоже меня очень любит, говорит, что все бы отдала, чтобы изменить свое прошлое, миллион раз просила у меня прощения. После венчания стараюсь скрывать свои переживания, потому что когда она видит мое грустное лицо, то она плачет и в миллионный раз просит прощения (понимает, почему я расстроен). Понимаю что это отравляет нашу семейную жизнь, и что нечего уже не изменить, как бы мы оба этого не хотели. Не хочу, чтобы дети видели как она плачет. Хочу дарить ей счастье. Не хочу мучать ее и себя. Как избываться от этих мерзких мыслей и жить счастливой семейной жизнью? Как избавиться от душевной боли и чувства, что сердце разрывается на части? Заранее спасибо.

Здравствуйте! В пастырской практике мне уже приходилось встречаться с подобными случаями, поэтому кое-какие советы могу Вам предложить. Но будьте готовы принять горькое лекарство.

То, что с Вами происходит, имеет началом гордость. А эта страсть противоположна любви. Она затмевает глаза, разъедает сердце и лишает возможности прощать и любить другого, как самого себя. Но в Церкви есть средства для исцеления: святые отцы оставили богатое наследие о борьбе с греховными страстями, в том числе с гордостью, от которых проистекают все грехи. Ниже я приведу рекомендуемую литературу.
Но прежде давайте задумаемся, за что Ваша жена просит у Вас прощения? Да, она согрешила. Но согрешила она перед Богом, Вам она не изменяла! Так что она должна у Бога просить прощения, а не у Вас. Прочитайте в Евангелии, как однажды Господь простил блудницу, которую собирались побить камнями (Ин 8:1-11). Исус лишь кротко «сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». А вот Вам стоит набраться мужества и испросить у супруги прощения за то, что терзали ее и принимали эти многомиллионные извинения, хотя, еще раз повторю, виновата она не перед Вами.

В Церкви Господь установил таинство покаяния и, возможно, Вы никогда не были на исповеди. С исповеди Богу в присутствии священника Вы оба и должны начать новую жизнь. Время поста наиболее благоприятно для этого, не откладывайте. Духовник даст Вам епитимии и советы, исполняйте их.

Далее. Вы говорите, что не совершили блуда до свадьбы и на этом основании осуждаете свою жену. Но, если Вы внимательно рассмотрите свою жизнь в свете Евангелия, то поймете, что не так уж чисты и не вправе «бросать камни» (Ин 8:7). Христос говорит: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф 5:28). Кроме того, Вы венчались (что, конечно, замечательно и похвально) лишь спустя 14 лет совместной жизни. Лучше поздно, чем никогда. Но при этом, как я понял, первую пятилетку вы прожили в так называемом гражданском браке, а это явный блуд. Верные же христиане вступают в законный брак только с благословения Церкви в таинстве венчания. Так что и Вам есть, в чем каяться. И не только в этом. Наверняка у Вас есть грехи, которые достойны отвращения и Божия гнева, и которых Ваша любимая супруга не совершала. Милосердный Господь, если мы каемся, прощает нам и это, не поминает грехи юности (Пс 24:7) и убеляет паче снега (Пс 50:9). Так милостивы к грехам ближних должны быть и мы.

Когда человек начинает вести внимательную жизнь и стремится творить заповеди Божии, то он видит, что ни одну из них он не в силах исполнить в точности. Как говорит преподобный Симеон Новый Богослов, «тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи». А познав свою немощь, человек легче прощает ближнего, со снисхождением смотрит на его грехопадения. Итак, начните вести духовную жизнь, жизнь по заповедям. Только в таком настроении возможно исполнить еще один совет, который дает святой апостол Павел: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим 12:10). Так его слова звучат в синодальном переводе. А по церковнославянски вторая часть совета звучит так: «честию друг друга больша творяще», что можно перевести, как «каждый считай другого более достойным чести».

Поразмышляйте над этим и начните так поступать и думать. Святитель Иоанн Златоуст разъясняет: «Чрез сие любовь рождается и поддерживается. Ничто не приобретает нам столько друзей, как старание превзойти ближнего почтительностию. От сего возрастает не только любовь, но и почтение. Как любовь от почтения, так равно почтение от любви». Есть такие христиане, которые умеют почитать всех других людей выше себя, несмотря даже на их явные недостатки. А нам бы научиться относиться так хотя бы к родным и близким, в том числе к своей супруге. И все будет по-другому.

Следующий совет — читать священное Писание и творения святых отцов. Преподобный Пимен Великий как-то сказал: «Вода по свойству своему мягка, а камень тверд; но если над камнем висит желоб, то вода, стекая по нем каплями на камень, мало помалу пробивает камень. Так и слово Божие мягко, а сердце наше жестко: но если человек часто слышит слово Божие, то сердце его отверзается к принятию в себя страха Божия».

Рекомендую Вам прочитать беседы о браке святителя Иоанна Златоуста. А если говорить о более современных авторах, то митрополита Антония Сурожского, небольшой труд профессора Сергея Сергеевича Аверинцева «Брак и семья: несвоевременный опыт христианского взгляда на вещи». О борьбе со страстями прекрасны творения преподобных Ефрема Сирина, Нила Синайского и других.

Наконец, но не в последнюю очередь, надо молиться Богу, просить Его избавиться от этого наваждения, которое отравляет вашу семейную жизнь. Просить научиться любить, просить прощения грехов своих и своей жены. Но никогда больше не корить ее. Это помрачение бесовское и Божией благодатью оно пройдет.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля