Здравствуйте. Недавно наткнулся на данный текст: «Познай истину, и истина сделает тебя свободным». Я не понял, что это значит? Как узнать, что такое истина? Как узнать, познал ли я ее?
Как узнать, что такое истина и познал ли я ее?
Здравствуйте! Благодарю за вопрос! Он касается обширнейших тем о свободе и истине. На эти темы можно и нужно много размышлять. Они являются предметом раздумий многих философов и мыслителей на протяжении всей истории человечества. Написаны горы книг. Мне не под силу раскрыть этот вопрос во всей полноте. Но я укажу Вам путь к познанию истины и обретению подлинной свободы, а постигать Вы будете уже сами.
Начнём с того, что эти слова, на которые Вы «наткнулись», произнес Спаситель наш Господь Исус Христос в беседе с иудеями. Давайте прочтем весь фрагмент из Евангелия от Иоанна:
Тогда сказал Исус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познáете истину, и истина сделает вас свободными. Ему отвечали: мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными? Исус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:31-36).
Речь Христа обращена к уверовавшим в Него иудеям. Но вера их была ещё неокрепшей. И вот Спаситель говорит им о чем-то несравненно большем, что даст вера в то, что Он истинный Мессия и Сын Божий. Это познание, по слову Христа, освободит от греха и от наказания за преступления.
Обратимся к толкованию Писания богоносными учителями Церкви. Пусть Вас не смущает, что я много и обильно цитирую святых отцов. Евангелие написано Духом Святым и понимается Тем же Духом, который действовал в пророках и апостолах, а после них — в святых учителях.
Вот что пишет святитель Кирилл Александрийский в своем толковании на Евангелие от Иоанна, объясняя смысл данного изречения:
Закон Моисеев предписывал омовения и окропления, а кому случалось впадать в тяжкие грехи, повелевал закалать волов и овец и тем пресекать преступления, в каких каждый был повинен. Но все это не имело никакого значения для самого уничтожения греха, ибо отнюдь не избавляло преступников от вины и не делало свободными от наказания тех, которыми попирался Божественный закон. Какую, в самом деле, пользу согрешившему человеку могло доставить заклание вола и в жертвоприношении овец, какую прибыль можно бы было получить? Какое удовлетворение, поскольку дело касается до преступления закона, чрез это являлось для оскорбленного Бога? Послушай, что Сам Он говорит: «Неужели ем мясо волов или кровь козлов пью?» (Пс.49:13). (...) «Ибо невозможно крови волов и козлов уничтожать грехи», как говорит Павел (Евр. 10:4). (...) Итак, не в установленных законом обрядах — истинное спасение, и никто не найдет в них вожделенную свободу, то есть от греха. Напротив, отрешившись от образов и прозревая уже красоту служения в духе, познав истину, то есть Христа, мы получаем оправдание чрез веру в Него. Оправдываясь же, мы переходим к истинной свободе, являясь уже не в качестве рабов, как прежде, но в качестве сынов Бога. Об этом засвидетельствует Иоанн в словах о Христе и верующих в Него: «А кто прияли Его, дал им власть чадами Бога быть» (Ин. 1:12). Поэтому весьма благополезно Господь и Христос наш не дозволяет верующим в Него продолжать чтить подзаконные тени, ибо ничего в них нет полезного или способного дать истинную свободу. Напротив, повелевает познавать истину, ибо чрез нее, говорит, они совершенно освободятся.
Из приведенного текста видно, что истина — это Сам Христос, а подлинная свобода — свобода от греха и усыновление Богу. Такое познание дарует вечную жизнь. Как и Сам Спаситель сказал:
Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Исуса Христа (Ин.17:3).
А вот что пишет блаженный Августин, комментируя слова:
Если вы́ пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики» (Ин.8:31): «И как если бы Его спросили «С какой выгодой?», Он продолжает: «и познáете истину» (Ин. 8:32). И, опять-таки, как если бы спросили «Какая польза смертным от истины?», [Он продолжает]: «и истина сделает вас свободными» (Ин.8:32). От чего же, как не от смерти, от тления, от изменчивости? Ведь истина пребывает бессмертной, нетленной, неизменной. Истинное же бессмертие, истинная нетленность, истинная неизменчивость есть сама вечность («О Троице»).
Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, скажу, что если Вы уверовали во Христа, Сына Божия и Сына Человеческого, уверовали в то учение, которое содержит Православная Церковь, стали христианином, то Вы познали истину и обрели подлинную свободу. Свобода не значит вседозволенность. Послушаем ещё блаженного Августина:
Да не говорит христианин: "Я свободен, к свободе я призван; я был рабом, но был искуплен, и в самом искуплении стал свободен, буду делать, что хочу, пусть никто не препятствует моей воле, если я свободен". Но если по этой воле ты совершаешь грех, ты раб греха. Так не злоупотребляй свободой для того, чтобы свободно грешить, но пользуйся ей, чтобы не грешить. Итак, воля твоя будет свободной, если будет благочестивой. Будешь свободным, если был рабом; свободным от греха, рабом правды, как говорит апостол Павел: "Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная" (Рим. 6:20-22).
Размышляя над Вашим вопросом, я подумал вот ещё о чем. Познание истины освобождает человека от гнета сомнений и томления духа, о котором прекрасно сказано в библейской книге Екклесиаст: Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует, — всё суета! (Еккл. 1:2). И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо всё — суета и томление духа! (Еккл. 2:17). Это было сказано до пришествия Христа. Если хотите более свежий пример, то люди моего поколения прекрасно помнят песни Виктора Цоя. У него эта тоска по истине выражена с огромной силой и почти в каждой песне. Помните?
«И, вроде, жив и здоров, и, вроде, жить не тужить. Так откуда взялась печаль?» Или: «Над землей — мороз, что не тронь — все лед». Или: «Но, может, будет хоть день, может, будет хоть час, когда нам повезет. Я жду ответа, больше надежд нету. Скоро кончится лето…». И совсем уже как отчаяние звучат слова: «Солнце моё, взгляни на меня, моя ладонь превратилась в кулак».
Так вот, познание Истины, обретение Христа избавляет от этой тоски и дарует непреходящую радость. О ней говорит пророк Исаия:
И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи (...). Вот Бог мой — Спаситель мой; буду уповать на Него и не убоюсь: ибо слава моя и похвала моя — Господь; и Он был мне во спасение. И почерпайте воду с веселием из источников спасения (Ис. 12:1, 3).
Некоторые из тех, кто из неверия пришел к познанию Христа, оставили интересные и поучительные описания своих терзаний, поисков и обретений. Из наших современников вспоминается американский подвижник иеромонах Серафим Роуз (†1982), о котором не так давно вышла книга «Не от мира сего». Но лучше, чем в «Исповеди» блаженного Августина, не скажешь:
Поздно полюбил я Тебя, красота, такая древняя и такая юная, поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я был во внешнем и там искал Тебя, в этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я, безобразный! Со мной был Ты, с Тобой я не был. Вдали от Тебя держал меня мир, которого бы не было, не будь он в Тебе. Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою; Ты сверкнул, засиял и прогнал слепоту мою; Ты разлил благоухание свое, я вдохнул и задыхаюсь без Тебя. Я отведал Тебя и Тебя алчу и жажду; Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем (Блаженный Августин. Исповедь. X, 27, 38).