Является ли преднамеренное и целенаправленное развитие своей интуиции грехом? Или наоборот, это часть нормального развития тех естественных способностей, которыми одарил нас Господь, когда создавал нас? Кому-то кажется, что ответ однозначен. Я спрашивал у трех батюшек, и, по сути, ответа так и не получил. Один сказал, что лучше этим не заниматься, но в силу обстоятельств я не успел спросить, почему. Другой в процессе разговора даже решил, что я его искушаю, но наш разговор не прибавил для меня определенности. Еще одному батюшке я написал через интернет. После моего второго письма с аргументированными возражениями (как мне кажется), ответа больше не было. Чтобы было понятнее, я приведу свои размышления. Изучая Евангелие, мы укрепляемся духовно, а также напрягаем свои извилины, пытаемся сделать какие-то выводы для себя, извлечь уроки, другими словами, тренируем также интеллект, анализируем. Помимо духовного и интеллектуального развития также приветствуется развитие физическое — в здоровом теле здоровый дух, то есть данное нам мы стараемся развить и укрепить. Разве способность интуитивного восприятия не такая же данность? Сколько уделяется времени в школах физическому развитию детей? Проводятся специальные уроки физкультуры, различные спортивные мероприятия, соревнования. А сколько уделяется времени для развития у детей способности познавать, анализировать окружающий мир — еще больше! Масса уроков и различных дисциплин из разных областей человеческих знаний. Но сколько времени уделяется для развития способности интуитивного, чувственного восприятия мира? Ведь известно, что передать знания без искажений нельзя, потому что у каждого свое индивидуальное восприятие. Именно поэтому нельзя передать истину, ее можно только познать самостоятельно путем озарения — разве нет? Так сколько времени уделяется развитию у детей такого способа познания? Мне кажется, мы развиваем наших детей однобоко. И сами мы однобокие инвалиды. Совершенно точно известно, что лучшие мастера в своем деле (художники, композиторы, политики, экономисты) обладают интуитивным чувствованием в своей области, и это не считается противным Богу. Это естественное положение вещей, разве нет? Я считаю, что развитие интуиции — это часть самосовершенствования и духовного развития. Следовательно, это движение не от Бога, а наоборот. В конце концов, нас определяют наши деяния, а не то, что мы имеем. Можно воспользоваться своим интеллектом для совершения деяний во имя любви, с тем же успехом можно применить свой интеллект для других деяний, не имеющих к любви никакого отношения. Все то же самое можно сказать о своей интуиции. Это еще один инструмент познания, который никак не определяет нас. Нас определяет то, что мы будем делать с этими знаниями, как их применим, ради чего. Это, как мне кажется, и есть та степень свободы, которой одарил нас Господь — свобода выбрать. Помогите разобраться, где я заблуждаюсь, а где прав.
Является ли преднамеренное и целенаправленное развитие своей интуиции грехом?
Мне не совсем понятно, что Вы подразумеваете под интуицией? Какие знания? Мне кажется, вы неправомерно смешиваете эти два понятия.
Даже если брать определение философского словаря, то, в общих словах, знание — это результат логического анализа, а интуиция — это способность постижения, минуя логический анализ. Это никак одно с другим не связано. В какой-то степени это противоположные, не пересекающиеся способности человека. Это первое, что вам нужно для себя определить и разобраться. Судя по некоторым вашим заявлениям, у вас просматривается каша из обрывочных фраз из оккультной и гностической литературы.
Поэтому, во-первых, я вам советую четко для себя определить, что такое интуиция. Во-вторых, в ваших высказываниях вы ставите интуицию на уровне с физическими способностями человека. Зрение, слух, интуиция… Но ведь зрение, слух, обоняние есть и у животных. Неужели интуиция тоже у них есть? Очевидно, что интуицию нельзя ставить в ряд физических способностей. Это не способность нашего тела.
Интуиция — это жизнь нашей души, это одно из проявлений нашей духовной жизни. И поэтому никакими физическими упражнениями или практиками ее развивать нельзя.
Интуиция — это способность нашей души, которая была дана нам Богом. Помните, в первых главах Бытия описывается то, как Господь поручил Адаму нарекать имена всем животным на Земле. Вот представьте только эту картину: все животные по очереди подходили к Адаму, и он давал им имена. Те имена, которые через многие тысячи лет человек постигнет как четкую классификацию всего живого мира. Как Адам это делал, как он постигал сущность каждого организма и нарекал им имена? Посредством знания? Вряд ли. Думаю, в этом и проявлялась его совершенная интуиция, сущность и жизнь его души.
Но что произошло потом? Адам согрешил, в его природе произошла страшная катастрофа, гармоничное, иерархичное устройство его существа — тело подчинено душе, душа подчинена духу, дух подчинен Богу, — нарушилось. Во главе всей природы Адама стало тело и подчинило себе и душу, и дух.
И с тех пор мы и ведем тот образ жизни, который ведем. Иногда, очень редко, наша душа все же дает о себе знать, каким то образом проявляется в нас и пытается влиять на наш выбор. Именно это по-научному и называется интуицией. Конечно, интуицию можно развивать, давать ей больше места в нашей природе. Но как? Путь только один — очищение наших душ от грехов, борьба со страстями, приближение к Богу.
Только на пути к святости будет развитие нашей интуиции. Помните самый известный случай проявления интуиции у святых людей? Когда преп. Сергий, обедая за столом с братией в монастыре, вдруг вскочил и стал кланяться в землю по направлению на юг. А братия его спрашивает: «Отче, что ты делаешь?». Он отвечает: «Авва Пафнутий проезжает по дороге сейчас в 40 верстах от нас мимо, и кланяется нам в нашу сторону. Вот и я ему отвечаю поклоном». Вот такая интуиция святых людей. Это ни в коем случае не знание и не физическая способность. Это жизнь святой души.
А следовательно, все упражнения для развития нашей интуиции совпадают с теми упражнениями, которыми мы пытаемся достигнуть святости.