Елена, Ставрополь
18 декабря 2019

Нормально ли мирянину навязывать Евангелие окружающим?

Добрый день! Расскажите, пожалуйста, и посоветуйте, как и что нам сделать! Дело в том, что мой муж уже 3 года ходит в православную церковь, до этого он не был воцерковлен, много грешил. После ссоры с родной мамой и сестрой он поник, слава Господу, нашему Исусу Христу, он нашел утешение в церкви, начал соблюдать все посты, молиться, причащаться, исповедоваться, участвовать во всех Таинствах Церкви, обвенчались, начал чтить все православные праздники и воскресение. Прочитал Ветхий и Новый завет, Евангелие. Изменился в лучшую сторону, стал давать нуждающимся милостыню, уверовал сильно. Но в последнее время очень ревностно и агрессивно начал исповедовать слово Божие, т. е. начал всем навязывать Евангелие, говоря, что и как там написано, понимая все по-своему, часто начал говорить окружающим о рае и аде, даже начал спорить со священниками, типа они в чем-то недопонимают Святое Писание, научает всех, как правильно жить. Люди начали на него реагировать уже ненормально, злобно ругаясь. Можно ли простому христианину так поступать? Мне страшно становится, что он так ревностно начал относиться к Богу. Смотришь на него, а он в глазах со злобой на людей смотрит, если они не молятся, не посещают церковь, не постятся. А сам этого не признает, говорит, что все люди хорошие, и что он любит всех ближних. Как быть в такой ситуации, будьте добры, подскажите?!!

Доброго здоровья. Ситуация, которую вы описываете, к сожалению, не нова, она встречалась раньше и происходит сейчас и будет происходить. Проблема в гордости. Как получается так, что человек, приходя к вере и начиная очень ревностно исполнять все предписания, потихонечку пропитывается духом гордости. 

Евангелие и святые отцы дают однозначный ответ: внешние действия подобны листве на дереве, а внутренняя работа над собой уподобляется плоду. Приведу выдержку из книги «Устав преподобного Нила Сорского»: «Многие из святых отцов о сердечном делании, блюдении помыслов и хранении ума сказали различными словами, как каждый из них научен был Божией благодатью, но одинаково по смыслу, восприняв прежде слово Самого Господа, сказавшего: «От сердца исходят помышления злые и оскверняют человека» (см. Мф. 15:19–20), и научившего «внутренность сосуда очищать» (см. Мф. 23:26), и произнесшего, что «в духе и истине подобает поклоняться Отцу» (см. Ин. 4:24). К этому же приводит и апостол, говорящий: «Если молюсь языком (то есть устами) дух мой молится», то есть голос мой, «ум же бесплоден». «Помолюсь же духом, помолюсь же и умом». И святой Агафон сказал: «Телесное делание — только лист, внутреннее же, то есть умное, — это плод». Страшное изречение произносит притом святой этот: «Всякое дерево, — говорит, — не приносящее плода доброго, то есть хранения ума, бывает срубаемо и ввергаемо в огонь (см. Лк. 3:9)». И еще сказали отцы, что если кто устами только молится, о уме же небрежет, тот молится воздуху, ибо Бог внимает уму. И Варсонофий Великий говорит: «Если внутреннее делание по Богу не поможет человеку — всуе трудится во внешнем». И святой Исаак телесное делание без умного назвал «подобным неплодной утробе и сосцам сухим, ибо к познанию Бога, — сказал он, — приблизить оно не может». И многие святые отцы говорили так».

Если человек начинает очень внимательно и аккуратно исполнять все внешние предписания, но без внутреннего очищения самого себя, без внимания к своему внутреннему устроению, и если эти внешние действия становятся самоцелью, то происходит подмена. Ужасная подмена: вместо правильной духовной жизни начинается неправильная. То, что называется фарисейством. В Евангелии очень хорошо это показано: фарисеи исполняли до точности все внешние предписания, даже с травы платили десятину, и при этом распяли Господа. Были ослеплены ненавистью, имели внутри себя зависть, гнев и сребролюбие. Хорошо исполняя внешние предписания и видя, что другие не исполняют, человек начинает смотреть на них сверху в низ, то есть проявляется гордость. А, как известно, Бог гордым противится. Благодать понемногу оставляет человека, чтобы он одумался и обратился. Если нет обращения, то еще большее идет оставление. В конце концов человек предается сатане в научительное наказание.

Как теперь поступить вам? Самое первое вы уже знаете: корень проблемы и механизм, как это проявляется и зарождается, растет и укрепляется в человеке. Следующее — это молиться за вашего мужа. Ну и самое последнее: это очень аккуратно, стараясь не обидеть его, дать почитать ему и ответ этот и указать на ту литературу, что я привел.

Терпения вам в деле спасения и своей души, и душ своих близких.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля