Батюшка, помогите советом, пожалуйста. Очень надеюсь на ваш духовный опыт. Ситуация такая. Год назад познакомился с девушкой, полюбил. Натолкнулся на невзаимность. Ну да вроде и ладно, не я первый, ни я последний, все через это проходили. На месте, на котором надеялся быть я, находится другой молодой человек. Городок у нас небольшой, храм один. И вот в чем проблема: в повседневной жизни я стараюсь жить по слову Христа. Но, приходя в храм в субботу на исповедь, я вижу её, и это вызывает в моём сердце светлую такую грусть. Но когда я вижу его, это вызывает у меня ярость, я готов порвать его… Я не могу с таким состоянием сердца подходить к причастию. Батюшка, как быть?
Как справиться с безответной любовью?
Доброго! Согласен с Вами, причащаться в таком состоянии духа может быть опасно.
Я не уверен, что Ваши чувства мне совсем понятны, но в любом случае они не благополучны. Вроде бы и ревность, а может быть уязвленная гордость, что выбрали не Вас.
Вопросы духовного состояния и обустройства семейной жизни очень важны для христианина, я думаю, их не возможно правильно разрешить без усиленной молитвы. Посоветуйтесь со своим духовным отцом, попросите благословения молиться Псалтырь. В свое время это советовали мне духовно-опытные люди. В сложных и спорных жизненных ситуациях молиться сорокоуст, т.е. 40 Псалтырей с покаянными молитвами после каждой кафизмы и молитвами о здравии и спасении всех православных. Сердце успокаивается и приходит помощь от Бога, становится понятно, «Ваш» это человек или нет, открываются новые возможности и осознаются старые. На мой взгляд, бороться с безответной любовью не нужно, да и бесполезно. Молитесь, и Господь все устроит к полезному. Постарайтесь благодарить Бога за опыт смирения.
С гневом, когда хочется кого-то разорвать, сложнее. На самом деле, наверное, причина возникновения «горячей нелюбви» к кому-то не очень важна. Преп. Нил Сорский в своем Уставе пишет: «Если томит дух гнева, понуждая удерживать память о зле и поощряя в ярости воздать злом оскорбившему, тогда следует вспоминать слово Господне, гласящее: «Если не отпустите брату своему от сердец ваших согрешения их, и Отец Небесный не оставит вам согрешений ваших» (ср.: Мф.18, 35; Мк.11, 26). Так что всякий, кто хочет получить отпущение своих согрешений, прежде брату своему должен отпустить их от сердца. Так ведь повелено просить у Господа оставления долгов: «как и мы оставляем» (Мф.6, 12). И если мы сами не оставим, ясно, что и нам не оставится (ср.: Мф.6, 15)». И еще: «Это великая победа над гневными помыслами — молиться за оскорбившего брата, как повелел Авва Дорофей, и говорить так: «Помоги, Господи, брату моему имярек и за молитвы его помилуй и меня, грешного!» В этом состоит любовь и милость, чтобы молиться за брата, а призывать на помощь его молитвы — это смирение. И надо творить добро ему, сколь есть силы. Так и исполняются заповеди Господа, Который говорит: «Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас, молитесь за обижающих вас» (ср.:Мф. 5, 44). Настолько большее воздаяние Господь таковым обещал — большее, чем иным: не только ведь Царствие небесное, сказал, не только утешение и дарование, как и прочим, но и сыноположение. «Будете ведь, — сказал Он, — сыновьями Отца вашего, Который на небесах» (Мф. 5, 45)». «Сколько зла претерпел Христос от иудеев нас ради, грешных! И не только не прогневался на них, но и молился за них Отцу, говоря: «Отче, отпусти им грех этот!» (ср.:Лк. 23, 34)».
У всех нас впереди большой путь от людей, принадлежащих Церкви, до истинных Христиан, не только слушающих, но и творящих по Его Заповедям.
Бог в помощь!