Андрей, Москва
10 декабря 2019

Правда ли, что в старообрядчестве духовный отец имеет очень большую власть над христианином?

В новообрядчестве, по крайней мере, декларируется, что духовник советует духовному чаду, как поступать в той или иной ситуации, но потребовать ничего не имеет права. Слышал, что в старообрядчестве не разрешено исповедоваться какому-либо священнику, кроме своего духовного отца, а также, что духовный отец имеет очень большую власть над христианином — не благословить какой-либо шаг, например. Насколько оправданы эти мнения?

Доброго здоровья! Надо разобраться, кто такой духовный отец и какая ответственность возложена на священника. Таинство покаяния предполагает, что хотя кающийся исповедает свои грехи, конечно же, Богу, однако он совершает это в присутствии священника, который в этом таинстве действует от лица Господа и даже как бы заступает место Его. Такое посредничество священника в отношениях человека с Богом, называемое духовничеством, установлено Самим Сыном Божиим, Который дал апостолам власть прощать грехи кающихся, сказав:

Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Иоанн, 20: 22-23).

Между каждым человеком, приходящим на покаяние, и священником, который становится свидетелем его раскаяния и совершителем самого церковного таинства исповеди, устанавливаются отношения духовничества. Такие отношения предполагают высокую степень взаимного доверия христианина и его духовника-священника. В этом заключается важный христианский принцип: частная жизнь каждого верующего не является его личным уделом, но должна непременно находиться под духовным контролем и руководством его духовного отца. Когда указанный обычай является нормой жизни верующего человека, можно реально надеяться на успешность его христианского жития.

Учитывая спасительную важность отношений христианского духовничества для всякого верующего, Церковь дает каждому человеку право свободно выбирать духовника: «Избери себе отца духовного по сердцу» — так говорится в одном из поучений, помещенных в Чине исповеди. В целом же, однажды выбрав себе духовника, христианин должен вверить свою духовную жизнь руководству этого священника, и в последующем исповедоваться регулярно, и именно у него, стараясь тщательно выполнять все его духовные поручения и советы. Как правило, между священником и теми верующими, кто приходит к нему на исповедь, возникают отношения духовничества, характеризующиеся высоким взаимным доверием и духовной близостью.

Еще раз подчеркнем: церковные заповеди неотъемлемо требуют, чтобы:

1) Каждый христианин имел своего духовного отца;

2) Каждый христианин регулярно приходил к своему духовнику на исповедь;

3) Каждый христианин строил свою жизнь в богоугодном послушании своему духовнику.

Эти заповеди одинаково касаются всех православно верующих. О тех людях, которые считают сами себя христианами, однако не имеют духовного отца, в чине исповеди говорится прямо и откровенно: «лучше бы им не родиться». Этот же взгляд отстаивает преп. Авва Дорофей:

Те, которые не имеют (духовного) руководства, падают, как листья.

Если кто не бывал на исповеди и не имеет духовного отца, должен срочно поставить себе задачу: выбрать благочестивого, содержащего правую веру священника, и обратиться к нему с просьбой – принять на исповедь, а затем договориться о времени (и месте) совершения таинства. Однако и после того, как состоится ваша первая исповедь, необходимо не впасть в ложное самоуспокоение, думая, что теперь все уже сделано, но и впредь не лишать себя спасительного действия этого таинства. Участие в таинстве исповеди для всякого христианина должно быть, как минимум, ежегодным!

Духовный отец – посредник в отношениях человека с Богом.

(Использован текст брошюры «Таинство покаяния», сост. протоиерей Евгений Чунин)  

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского
+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля