Виктор, Москва
19 ноября 2019

Если ли различие в догматике старообрядцев и новообрядцев?

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, есть ли различие в догматике старообрядцев и новообрядцев? Если да, то какие? Если можно, то по существу и без ссылок на Мельникова и прочих авторов. Я прочитал уже много всего, но конкретных выводов не смог сделать. Не исключаю, что не до конца разобрался в вопросе.

На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Могу привести всем понятный пример. Что предполагало изменение крестного знамения патриархом Никоном? Ведь сложение перстов есть выражение нашей веры. Почему мы крестимся двумя перстами, а не тремя, одним или пятью? По словам известного новообрядческого публициста А. Кураева, крестное знамение — это «богословие в пальцах». И сложение перстов — это выражение того, как мы веруем. Ведь нельзя написать икону Пресвятой Троицы, на которой будет изображено четыре или два Ангела? Потому что Троица — это три Ангела, и никак иначе. Так и крестное знамение. Это символ распятия Христа на Кресте. Христа, а не Троицы. А Христос имеет две природы, божественную и человеческую. Поэтому Христа в крестном знамении мы выражаем двумя перстами.

А теперь мы можем спросить новообрядцев. Что обозначает изменение крестного знамения с двуперстного на трехперстное, это изменение догмата? Изменение догматических акцентов? Если так, то, конечно, у нас есть различие в догматике. Мы крестимся двумя перстами и веруем, что на Кресте, который символизируем крестным знамением, распялся Христос, Которого мы выражаем двумя перстами. А новообрядцы, возможно, веруют по-другому. Такие рассуждения и опасения высказывали наши предки — старообрядцы.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля