Многие считают, что для спасения души достаточно истинно верить в Бога и совершать добрые дела. Только ли это необходимо для спасения?
Достаточно ли для спасения души верить в Бога и совершать добрые дела?
Приведем следующие святоотеческие учения. «Кто не между членами Христовыми, — пишет блаженный Августин, — тот не может иметь христианского спасения. Можно иметь почесть, иметь таинство, можно петь “аллилуия”, можно отвечать “аминь”, можно держать Евангелие, можно иметь веру во имя Отца и Сына и Святаго Духа и проповедовать ее, но нигде, кроме православной кафолической Церкви, нельзя найти спасения» (Приб. к твор. свв. отец, с. 236).
Так же говорит и священномученик Киприан Карфагенский: «Люди, не хранящие союза и преискреннего общения с Церковью, хотя бы предали себя смерти за исповедание имени Христова, грех их не омоется и самою кровию; неизгладимая и тяжкая вина разделения не очищается даже страданиями. Находящийся вне Церкви не может быть мучеником; оставляющий Церковь, имеющую царствовать [1], не может сподобиться царствия» (О единстве Церкви).
«Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд» — высказывается по этому поводу и св. Иоанн Лествичник. Так высказывается св. Иоанн Лествичник, конечно, не в том смысле, что делающий добрые дела без истинной веры, вне единства с Церковью, совершает их без пользы для себя, но что дела эти бесполезны для его вечного спасения. Без сомнения, Бог не оставит без награды тех, которые совершают добрые дела, хотя бы то были и не истинно православные и даже язычники.
Святой Иоанн Златоуст на слова апостола «Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду, приятен Ему есть» (Деян., 10, 35), — говорит следующее:
Неужели приятен Ему и принадлежащий к персам? Если он достоин, то будет приятен так, что сподобится веры. Потому Он не презрел и евнуха из Эфиопии. Но что, скажут, думать о людях богобоязненных, и, между тем, оставленных в презрении? Нет; ни один богобоязненный не оставляется в презрении. Не может, никогда не может быть презрен кто-либо из таких (людей)... Если (Бог) не презрел волхвов и эфиоплянина, и разбойника, и блудницу, то, без сомнения, тем более не презрит делающих правду и желающих (веровать) (Творения, т. 9, с. 217‑219).
То есть, Бог не оставит без награды делающих доброе; Он не презрит таковых. «И эллин будет награжден» — говорит тот же святой отец в другом месте (с. 530). И чем больше велики будут его добрые дела, тем больше будет эта награда: он будет настолько приятен Богу, что сподобится познания истинной веры и чрез нее может достигнуть вечного спасения, достигнуть Царства Божия.
«Слово Церкви», № 37, 1917 г.
[1] «Имеющая царствовать» — оборот будущего времени, утраченный в современном русском языке. Ясно, что здесь имеется в виду Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, не погрешившая впадением в какие-либо ереси или несогласные с апостольским преданием новшества.