Доброго здоровья! Скажите, действенны ли сейчас канонические правила св. Василия Великаго? В детстве я был крещён обливательно в РПЦ, ходил в их храм, посещал воскресную школу. Особенно воскресная школа, то, чему там учили и стиль подачи, вызывало глубокое отторжение. В юношеском возрасте осознанно отрёкся от Бога, стал язычником, проводил обряды и т.д. После Бог через некоторые события и действия привёл меня к Своей Церкви. Я был крещён, хотя и очень трудно к этому готовился. По правилам св. Василия Великаго (к сожалению, не имею под рукой номер того правила), я не должен заходить в храм дальше преддверия и причаститься могу лишь перед смертью. Иногда прихожане подталкивают весьма назойливо, чтоб подходил к Евангелию и кресту, шёл в храм. Понятно, что перед посторонними события своей жизни мне не хочется раскрывать. Спросить священника прямо я несколько раз пытался, ответов его однозначно понять не мог. Вроде бы я прав в соблюдении святоотеческих установлений, но в то же время — «Господь уврачует». Научите, как правильно поступать. И ещё вопрос о правилах. По правилам св. Апостол, если человек 3 раза подряд пропускает воскресную службу, то отлучается от Церкви. Действенна ли литургия в храме, Таинства, если во время их совершения по храму ходят (в праздники, в основном) люди случайные (за календарями пришли, за свечами и т.д.) или даже иноверцы? Как может вода быть святой, если её набирают как минимум отлучённые от церкви, а то и атеисты? Прихожане в этом безразличны, священник тоже ничего не говорит в проповедях, потому ситуация такова, что на вокзале в час пик толчеи и шатания меньше, чем в притворе в праздничные дни.
Евгений, не указан
4 июня 2019
Действенны ли сейчас канонические правила св. Василия Великаго?
К сожалению, в Вашем вопросе собрано несколько подвопросов, поэтому отвечу кратко. Вы были крещены в Старообрядческой Церкви после своего языческого периода жизни? Так что вас смущает?! Многие древние христиане крестились после язычества и сразу же приступали к Чаше. Почему вас это не пускает? В этой ситуации все же следует доверяться духовному отцу. Он, как более опытный в вере, знает, как применимо то или иное правило духовного окормления.
К тому же вам следует знать, что есть канонические рекомендации в отношении установления сроков епитимии. Так вот эти рекомендации позволяют священнику на свое усмотрение увеличивать или уменьшать ту или иную епитимию. Так что доверяйте батюшке!
Что касается иноверцев на службе в православных храмах, то советую вам вспомнить историю с обращением к вере нашего святого князя Владимира. Помните, как он послал своих послов для выбора религии для своего народа? Как его посланцы посетили Константинопольский Собор и как делились потом с князем своими переживаниями: «Князь, мы не знаем, где мы находились — на небе или на земле»!
Вот что бы сейчас с нами было, если бы наших предков тогда благочестивые греки не пустили бы на порог храма? А наши предки были реальными язычниками, которые даже греческого языка не знали, и Патриарх об этом знал! И ни у кого не возникло мысли, что Литургия, на которой стоят эти дикари в шкурах, может быть недействительной. Произошло все ровно наоборот: не храм осквернился недостойным присутствием, а люди-нехристи освятились всеобъемлющей благодатью Божией!
Уважаемый Евгений! Вы недавно пришли в Церковь Христову, и Вам сейчас следует всему учиться и впитывать ту атмосферу, которая в Церкви уже 2 000 лет. Не забывайте, что язычество — это слишком серьезная зараза, и она не может быть выковырена в одночасье. Она еще долго будет давать о себе вспоминать. И поэтому в Вашем критическом взгляде на ситуацию следовало бы помнить о смирении и о необходимости возрастать в меру возраста Христова. Помните о том, что Вы пришли в Церковь учиться, а не учить, лечиться, а не лечить других. Смиряйтесь, и Бог Вам в помощь!