Что означает кадило и каждение?
Что означает кадило и каждение?
У блаженного Симеона находится следующее изъяснение: «Кадило служит к тому, чтобы в нем вместе с фимиамом приносить Богу огонь как служебный Ему: ибо Создателю всяческих прилично приносить дары от всех стихий: и свет, и воду, и земные произведения, как то: хлеб и вино, и воздух, который изображается фимиамом, разрешающимся в воздухе, и прочее. Огонь, как вещество сожигающее, освещающее и согревающее одушевленных, изображает также Божество... Кадило и огонь служат еще для принесения фимиама, который приносится нами в честь Богу и как дар благословенный в честь Его упокоения, и ради нашего освящения. Ибо, как погружаясь в крещении, мы очищаемся всем телом... будучи помазываемы миром, освещаемся и возвеселяемся, и благовонием возгреваем и освящаем обоняние и сердце, так фимиамом очищаем наше обоняние и дыхание точно так же, как Божественным хлебом и чашею питаем и укрепляем душу, и видением и красотою святых, и светом божественных светов свято просветляем и просвещаем зрение. Посему и предано Церкви делать это, как во славу Создателя (ибо все от Него), для прославления Виновника, так и для нашего просвещения и освящения. Фимиам освящает воздух и вместе с тем наше обоняние и дыхание, потому что сообщает благоухание, от одного какого-либо вещества разливая благовоние на все при помощи огня. Посему он также изображает Святаго Духа: ибо и Он — один Сам в Себе, по всем разделяет дары, и все чрез Него получают благодать» (Симеон Солунский. Разговор о священнодействиях, гл. 101).
По изъяснению других толкователей церковных чинов и обрядов, «кадильница означает Человечество Христа, огнем Божества наполненное, а благоуханный дым означает предваряющее благоухание Святаго Духа. Толкуется же кадильница — благоуханное веселие». (См. также в соч. Н.Ф. Красносельцева: «О древних литургических толкованиях»).
По существующему обычаю, священник при каждении держит кадило так: кольца надеваются на пальцы, мизинец и безымянный, которые затем соединяются с большим пальцем во имя Святыя Троицы, а два перста, указательный и великосредний, протягиваются, в знак изображения Божества и Человечества Сына Божия, т.е. слагаются персты, как для крестного знамения или благословения.
Журнал «Церковь», 1913 г, № 8.