Тамара, Нижний Новгород
16 ноября 2018

Не вредим ли мы душе усопшей, поминая ее?

Здравствуйте! Мы поминаем усопших. Но Душа бессмертна. Если она снова вернулась в мир, а мы продолжаем поминать ее, не вредим ли Душе?

Доброго! Совершенно верно, что душа бессмертна. Но поминание душ усопших никак не связано со свойствами души — бессмертие и вечное бытие. Мы действительно поминаем умерших, имея основание для этого в Ветхом завете (см. Исход, Второзаконие, Товит). Душа подобна лучу, получившему начало Милостью Божией и уходящему в бесконечность Царства Божия. Мы просим в молитвах: «Со святыми покой души раб своих идеже несть болезни, ни печали ни воздыхания, но Жизнь Вечная».

Если сказать кратко и просто, то поминания или молитва о душах усопших близких — это помощь им в преодолении тех греховных проявлений — страстей и привычек, которые душа приобрела, живя вместе с телом на земле, которые она полюбила и защищала их перед людьми. Христиане видят свои страсти и пытаются с помощью Божией искоренить их, выбросить, сделать мертвыми все эти позывы ко греху. Хорошо, если, ещё живя в теле, человек сможет всё это преодолеть и освободиться от их мучительства. Но, как правило, полной победы над своими греховными привычками — страстями у многих людей не происходит. И, выходя из тела, душа мучается от этих страстей (страсть от слова «страдания)». Вот тут своей молитвой мы и помогаем душе усопшего человека освободиться от остатков этих страстей, то есть уменьшить боль и страдания. Ни про какой вред душе мы не можем говорить, только польза.

Души наших близких живы в Боге, т.к. «Бог Авраама, Исаака и Иякова. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22.32; Мр. 12.27; Лк.20.38). И апостол пишет, что если «мы умерли со Христом, то и живы будем с ним» (Рим. 6.2-8). Мы просим и надеемся, что души наших близких получили жизнь в Божественной Вечности. Поэтому и продолжаем их поминать. Надеемся и на их молитвы о нас, грешных, перед Престолом Божиим.

Я не знаю, что вы подразумеваете под высказыванием «душа вернулась в мир». Может, я Ваш вопрос неправильно понял, и Вы имели в виду описанное В.С. Высоцким верование в переселение душ? Надеюсь, что нет, т.к. в православном учении таких предположений не существует. Как говорит ап. Павел: «Он (Христос) же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд. Так и Христос, однажды принеся себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения грехе, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9.26-28). По этому вопросу много есть у иеромонаха С. Роуза, а также в лекциях проф. А.И. Осипова и даже у протодиакона А. Кураева.

Дай, Господи, нам разума духовного и крепости в Православном учении Церкви! 

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля