Здравствуйте! Мы поминаем усопших. Но Душа бессмертна. Если она снова вернулась в мир, а мы продолжаем поминать ее, не вредим ли Душе?
Не вредим ли мы душе усопшей, поминая ее?
Доброго! Совершенно верно, что душа бессмертна. Но поминание душ усопших никак не связано со свойствами души — бессмертие и вечное бытие. Мы действительно поминаем умерших, имея основание для этого в Ветхом завете (см. Исход, Второзаконие, Товит). Душа подобна лучу, получившему начало Милостью Божией и уходящему в бесконечность Царства Божия. Мы просим в молитвах: «Со святыми покой души раб своих идеже несть болезни, ни печали ни воздыхания, но Жизнь Вечная».
Если сказать кратко и просто, то поминания или молитва о душах усопших близких — это помощь им в преодолении тех греховных проявлений — страстей и привычек, которые душа приобрела, живя вместе с телом на земле, которые она полюбила и защищала их перед людьми. Христиане видят свои страсти и пытаются с помощью Божией искоренить их, выбросить, сделать мертвыми все эти позывы ко греху. Хорошо, если, ещё живя в теле, человек сможет всё это преодолеть и освободиться от их мучительства. Но, как правило, полной победы над своими греховными привычками — страстями у многих людей не происходит. И, выходя из тела, душа мучается от этих страстей (страсть от слова «страдания)». Вот тут своей молитвой мы и помогаем душе усопшего человека освободиться от остатков этих страстей, то есть уменьшить боль и страдания. Ни про какой вред душе мы не можем говорить, только польза.
Души наших близких живы в Боге, т.к. «Бог Авраама, Исаака и Иякова. Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мф. 22.32; Мр. 12.27; Лк.20.38). И апостол пишет, что если «мы умерли со Христом, то и живы будем с ним» (Рим. 6.2-8). Мы просим и надеемся, что души наших близких получили жизнь в Божественной Вечности. Поэтому и продолжаем их поминать. Надеемся и на их молитвы о нас, грешных, перед Престолом Божиим.
Я не знаю, что вы подразумеваете под высказыванием «душа вернулась в мир». Может, я Ваш вопрос неправильно понял, и Вы имели в виду описанное В.С. Высоцким верование в переселение душ? Надеюсь, что нет, т.к. в православном учении таких предположений не существует. Как говорит ап. Павел: «Он (Христос) же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею. И как человекам положено однажды умереть, а потом суд. Так и Христос, однажды принеся себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения грехе, а для ожидающих Его во спасение» (Евр. 9.26-28). По этому вопросу много есть у иеромонаха С. Роуза, а также в лекциях проф. А.И. Осипова и даже у протодиакона А. Кураева.
Дай, Господи, нам разума духовного и крепости в Православном учении Церкви!