Как старообрядцы относятся к горе Афон, а точнее, к храмам? Ведь там храмы дониконовские. Можно ли их посещать?
Как старообрядцы относятся к горе Афон?
Доброго! К горе Афон старообрядцы относятся очень положительно, даже, шире скажу, ко всему полуострову и даже всей Греции отношение только положительное.
Дивна дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси (слав. Пс. 103.24).
К Творению Божию мы всегда относимся с почтением и благодарностью. А вот к храмам и молению в них наше отношение весьма разнообразно. Кто-то с трепетом поет песнопение «Гора Афон, гора святая», кто-то ищет (бывает, и находит) возможность поехать туда и подышать афонским воздухом. Но, думаю, правильным отношением было бы принятие 10-го правила апостолов Петра и Павла: «Аще же нечестивые держат место, да бегаеши от него, понеже осквернено бысть от них: якоже преподобнии святители освящают, тако нечестивые оскверняют», тем более что многие правила из Кормчей, означенные правилами Святых Апостол, определяют невозможность совместной молитвы с теми, кто по какой-то причине оказались отлученными от Православной Церкви. Но справедливости ради надо заметить, что Афонские монахи, следовавшие современным им богословским течениям, еще в 15-16 веке пытались «построить» монахов, живших в русских монастырях Афона, и принудить их меняться вместе с «линией партии», т.е. вслед за греческой прокатолической «направляющей». В те времена доходило до смертоубийства. Т.е. тех, кто пытался серьезно отстаивать свое духовное наследие, Православие, могли и поубивать, чтобы не создавали конкуренции в свете новых веяний.
Молитесь с благоговением дома, в своих приходских храмах, и вам это будет во благо! Паломничество ко святым местам — это хорошо. Но тот околоцерковный туризм, который популярен сейчас… Мне кажется, что у нас есть время только на молитву о прощении своих грехов, а остальные передвижения суть отвлечение и духовный променад, «суета и томление духа» (см. Кн. Екклезиаст).
Бог в помощь в трудах и молитвах!