Здравствуйте! У меня очень деликатный вопрос, но самостоятельно мне не удается с ним справиться, и я очень надеюсь на Вашу помощь. Мне 22 года. В 18 лет я встретила человека, как казалось, большую любовь своей жизни, что называется, потеряла голову. Мы встречались в течение двух лет, и за это время между нами были интимные отношения, он был первым во всех смыслах. Впоследствии мы расстались, очень тяжело и горько, но я видела в нем будущего мужа и отца моих детей. Должна сказать, что раньше я старалась четко соблюдать молитвенное правило, читала православную литературу, посещала храмы, богослужения, могла провести там целый день, периодически постилась. И вот однажды (это было примерно через полгода наших отношений) я решила пойти на исповедь и причаститься. На исповеди я сказала, что уже не являюсь девственницей. Священник долго говорил со мной, осуждая блуд, не отпустил мне этот грех и не допустил до причастия. Я покинула храм в слезах, но это оказалось неким переломным моментом, с которым началось мое настоящее отхождение от церкви, если можно так выразиться. Я не могу сказать, что именно было сильнее: возрастающий скептицизм (чему способствовали и отношения, т.к. мой молодой человек достаточно цинично к этому относился, и мое окружение, исповедующее исключительно научное отношение к жизни — я учусь на врача), эгоизм, гордость или слабоволие, все это действовало вместе. Короче говоря, уже более 3-х лет я посещаю храмы очень редко, скорее, как турист, и не могу искренне и от всей души молиться, даже наедине с собой. У меня в душе какая-то скованность, которую мне преодолеть не удается. Мне бы очень хотелось сказать, что вера моя не пострадала, и все это касается только внешних атрибутов религии, но буду честна — это не так. Вроде бы я верю, но червь сомнения без конца меня грызет, поэтому и молитвы мои получаются с оглядками и не от всего сердца. Касательно вопроса половой жизни до брака, я могу сказать, что я не раскаиваюсь в этом. Я много думала об этом, и у меня даже получалось себя настроить против, вызвать сожаление и т.д., но все это больше похоже на самообман, потому что я знаю, что повторись эта ситуация — я сделала бы тот же выбор, и продолжила бы желать этого. Да и со многих других точек зрения, в частности с позиции физиологии, я не считаю это чем-то плохим, если это происходит в долговременных, серьезных отношениях. Однако я помню ту чистую, светлую радость, которую испытывала раньше, я помню чувство очищения и невероятной легкости после причастия, как будто я птица в полете, я даже не знаю, как описать, но это чувство приходило лишь в эти моменты. Сейчас же я чувствую тяжесть и грязь, я как будто живу вполовину, и эта скованность и двусмысленность в голове, нет спокойствия и гармонии в первую очередь с самой собой, я бы очень хотела исповедаться и причаститься, но не знаю, как разрешить этот конфликт. Пойти на исповедь и раскаяться, не чувствуя самого раскаяния, невозможно, умолчать — тоже грех, полумеры не работают, а компромисс найти не получается. Как мне сказал тот священник, чтобы допустить меня к причастию в моей ситуации, нужно понести епитимью. Но как же тогда многие люди, живущие гражданским браком, или фактическим, но не венчанные, спокойно исповедуются и причащаются? Получился какой-то сбивчивый рассказ, но я постаралась кратко изложить мучающую меня проблему. Очень жду Вашего ответа.
Как исповедовать близость до свадьбы, если не чувствую греха?
Доброго! К огромному моему сожалению должен Вам заметить, что задаваемый вопрос фактически невозможно решить дистанционно. Вам необходим свой, именно Ваш духовный наставник. Духовный отец, знающий Вашу душу, ее проблемы и «сильные стороны». Не просто случайный батюшка, к которому Вы попали на исповедь в порядке очереди, а священник, который сможет не только выслушать Вас, но и, молясь, подсказать дорогу к искреннему покаянию и духовному строительству.
Могу только попробовать изложить свои соображения.
В христианской традиции рекомендуется выбирать супруга среди православных христиан, чтобы духовное движение семьи к Богу было совместно и единомысленно. Выбор супруга (вопрос «просто партнера» раньше не обсуждался, да и не рассматривался), принадлежащего другому религиозному течению или конфессии, предполагает в дальнейшем большие сложности в самоидентификации семьи в вопросах отношения к Богу и отношений с Богом. Обязательно встает вопрос о духовном «определении» детей. К этому вопросу подходили со всей возможной серьезностью и ответственностью. В идеале.
«Научное мировоззрение» — штука динамичная. Во многом построенная на предположениях, обобщениях, приверженности данной «научной» школе или личной убежденности. Религия и настоящая наука не могут быть антагонистами, т.к. изучают разное. В моем понимании фундаментом науки, критерием ее истинности является опыт, причем такой, что можно его повторить неоднократно, убедившись в правильности и стабильности его исхода и правильности выводов. Возможно, есть такой опыт, выполнив который человек может однозначно сказать, что Бога нет. Если подобного нет, то «научное» отношение к религии или атеизму является только проявлением иной веры. Кто-то верит, что Бог есть, Он Творец и Создатель Мира, Милосердный и Любящий Отец, приводя при этом примеры из духовного опыта людей, которые всей своей жизнью стремились приблизиться к чистоте духовной, бесстрастию и через это к познанию Сущего и Всечистого. Кто-то же верит, что Его нет. Правда, аргументы обычно на уровне «космонавты вокруг Земли летали, а Его не видели, значит, Бога нет». Хочешь — веришь в Вечную Жизнь, хочешь — веришь в вечную смерть (умер — и все). Вопрос веры.
В Святом Писании есть предупреждение всем, кто считает себя верящим в Бога, о том, чего делать нельзя. Как родители предупреждают ребенка о крапиве, розетках и кипятке. Внебрачные половые отношения находятся в списке самых опасных «розеток». Это указано и в Десяти Заповедях Моисея (Исх. 20.1-17; Вт.5.1-21), и в Новом Завете: «Необходимо воздерживаться от идоложертвенного и крови… и блуда» (Деян.15.28-29).
Человек состоит из плоти и духа, и вред, нанесенный одной из частей, как в сообщающихся сосудах, отразится и на другой. Утратив чистоту в одной сфере, мы повлечем замутнение в другой. Духовная радость, сиявшая в нас, будет испачкана проявлениями похоти и страстных желаний. Чтобы вернуть ее, по учению святых отцов, нужен продолжительный духовный труд и воздержание от дальнейшего съезжания в грязь. Преп. Ефрем Сирин говорит о необходимости слез из глубины души, которые только и могут омыть ее скверны, а если нет слез, то нужно плакать об этом и просить вразумления и очищения.
К сожалению, сегодняшняя «культура» во многом построена на педалировании темы половых отношений, будь то кинематограф или реклама, все крутится вокруг этого. Многие преподобные, да и жившие до нас в миру христиане старались оберегать свои мысли и глаза от излишних лицезрений и, соответственно, искушений. Кстати, они достаточно здоровыми доживали и до ста с лишним лет (например, преп. Антоний Великий — до 115). Нам сложнее, но если мы будем беспорядочно обдумывать все похотливые мысли, что вливают нам из вне, ну и свои придумывать и продумывать, не стараясь остановить себя, тогда нашему «здоровью» будет совсем тяжко. Самодисциплина в том, что мы допускаем для своего «пережевывания» в голове, если не снимет, то всяко облегчит болезни духовные, Поможет сохранять и оберегать чистоту. Только маленькими, но правильными шагами пойдет движение к возвращению Вашего духовного благополучия. В Китае говорят: «Дорога в десять тысяч ли начинается с одного шага».
Стройте свою жизнь так, как будто в ней уже есть Православная Вера, Покаяние, слезы и глубокая молитва! Господь милостив — они придут. Ваша душа сможет вернуть себе то, что растратила.
Одна моя знакомая девочка слопала, попав в гости к «доброй» бабушке, пока та отвлеклась, почти килограмм халвы. Ее врачи еле вытянули с того света. Т.е. если есть влечение к «халве», а Ваш возраст и жизненный опыт допускает создание настоящей семьи, то, может быть, подумать уже «о вразумлении и обращении». Понимание того, что не «сладость» — самое главное в нашей жизни, наверное, придет позже, когда Вы сможете по-честному, не прячась за окружение и «сложившиеся жизненные ситуации» продумать свои мысли об утраченной чистоте, легкости души, которая была после исповеди и радости приобщения Святых Таин.
Наверное, можно сказать, что я согласен с тем батюшкой, что, приняв Вашу исповедь, поставил Вас перед выбором: прекратить совершать смертный грех блуда, исцелить свою душу и причащаться Святых Таин. Венчаться, т.е. вступить в христианский брак, встретив достойного человека и христианина, иметь законные семейные отношения и растить детишек. Либо, избрав путь сладострастия, понимать, что Вы тем самым оставляете себя за порогом Церкви. Вне Общения и Причастия. Что же до других странно-живущих, я-то думаю, что на Страшном Суде каждый будет отвечать за свои огрехи. Попы — за свои, иные — за свои… Наше бы дело, как называющих себя христианами, трудиться над своим «огородом».
Бог в помощь в обретении себя, духовного отца и наследования Царства Небесного!