Расскажите, пожалуйста, об облачении протоиерея РПсЦ, символику и последовательность одеяния. Почему раньше на епитрахиль нашивали только 3 креста по центру? Что символизируют 4 «источника» на поясе и кресты на поручах? И возможно ли найти такую информацию в интернете или книгах? Благодарю за помощь!
Какова символика и последовательность облачения протоиерея РПсЦ?
Ответ на ваш вопрос начну с общего описания облачения священника. Первым надевается стихарь — длинная рубаха с прорезями по краям, в большинстве случаев имеет светлые тона, в знак чистой и светлой жизни священника. Вторым элементом облачения является епитрахиль, который представляет собой две ленты, сшитые по краям и надетые на шею. Эта же лента, только несдвоенная, имеется в облачении диакона и называется орарь. Епитрахиль служит символом тех веревок, которыми связали Господа, а по другому объяснению является символом сугубой (удвоенной) обязанности священника по сравнению с диаконом. Третьим надевается пояс — он служит символом готовности священника совершать пастырское служение и знаменует препоясание Господа перед совершением Тайной вечери. Четыре источника символизируют четырёх Евангелистов. В облачении протоиерея на поясе присутствует ещё одна деталь (четвёртая) — палица, четырехугольный плат, который символизирует меч духовный, крепится к поясу справа. Пятым и шестым элементом облачения называются поручи — нарукавники, символизируют узы на руках Господа. Седьмым надевается фелонь, или риза — это верхняя одежда без рукавов. Она изображает багряницу, возложенную на Господа при Его страданиях. Затем надевается нагрудный крест и в самую последнюю очередь шапка протоиерея. Иерей не имеет такого головного убора, а лишь более скромную шапочку — скуфью.
Издатель журнала «Вифлеем — дом хлеба» высказывал идею подробного написания статьи с описанием символики облачения. Возможно, и издал уже.