Доброго здоровья! Близкая родственница купила в храме (РПЦ) напечатанное на картоне изображение Богородицы и подарила его нашей семье. Насколько я знаю, в традициях старообрядческой церкви иконой считается написанный лик (или литьё). Как поступить с таким подарком? (Обратно вернуть не можем).
Можно ли молиться на напечатанное на картоне изображение Богородицы?
Православная Церковь дала ответ на вопрос, что такое икона, еще на 7-ом Вселенском Соборе. Икона — это изображение, на котором начертан образ Спасителя в том виде, в котором Он был виден во время своей земной жизни. Поэтому догмат об иконопочитании есть продолжение догмата о Боговоплощении. Мы изображаем на иконе не какую-то отдельную природу Спасителя, а тот Образ, в котором Он нам явился. Если до Боговоплощения Бога никто не видел, то в Боговоплощении Он стал видим, и его теперь можно изобразить. В этом смысл иконы. Через почитание Образа Спасителя почитание распространяется и на Образа Пресвятой Богородицы и всех святых. Главный принцип почитания икон таков: воздавая честь образу, простираем эту честь к Первообразу, Тому, Кто изображен на Образе.
Конечно же, ни в коем случае почитание не распространяется на материал, из которого сделан Образ. История иконописания, монументальной церковной живописи и прикладного искусства свидетельствует о том, что Православная Церковь использовала любые способы и технологии для создания святых образов. Самые древние известные нам образа созданы на стенах. Это фрески, наскальные рисунки, мозаики. Далее с развитием технологий, наряду с монументальными, стали применяться миниатюрные техники — иконы на досках, писанные и вырезанные, на хоругвях, на металле — и литьем и гравировкой. С 13 века известны вышитые иконы на тканях — на облачениях, на плащаницах. С появлением пергамента, предшественника бумаги, образа стали рисовать на пергаменте — любая рукописная Псалтырь начиналась образом пророка Давыда, Евангелие — написанными на бумаге образами евангелистов.
С появлением книгопечатания те же образа стали печатать типографским способом. И не только евангелистов. В 1636 году было издано Евангелие, где употреблялось более 70 литографий с изображением двунадесятых праздников, событий из земной жизни Христа. И всё это на бумаге. Я видел много старопечатных и рукописных книг, в которых отсутствовали авторские изображения святых. Я вполне допускаю, что это следствие того, что эти образа, вырывая из книг, при нужде, хозяева использовали для размещения в божницах, для молитвы. Одним словом, применялись все возможные для изображения материалы и средства. В том числе и типографский.
Для изготовления образов святой Церковью установлены только два ограничения. Главный из них определил Стоглавый Собор: иконы должны писаться по образу письма, установленному св. Андреем Рублевым. Второе ограничение — материал, из которого изготавливается образ, не должен быть хрупким, чтобы образ не мог разбиться при неосторожном обращении. Всё остальное св. Церковь применяла и применяет. Нынешние недопонимания и кривотолки происходят, скорее всего, потому, что христиане теряют остроту духовной жизни. Мы иногда скатываемся к примитивизму, и уже не совсем отдаем себе отчет: что же значат окружающие нас предметы и символы? Иногда это можно видеть среди старообрядчества. В погоне за стариной мы теряем из вида истинное значение используемых нами предметов. Это тревожно. Ведь следствием такой ситуации и стало в свое время иконоборчество.