Молодежная образовательная смена детского христианского лагеря «Ржевская обитель», больше известная в прессе как слет старообрядческих интеллектуалов, открылась в понедельник 27 июля. На него прибыли главным образом представители Русской Православной старообрядческой Церкви, чтобы обсудить вопросы философии, обществознания, истории Церкви и судеб Православия с точки зрения старообрядческой традиции. Подробнее о программе мероприятия читайте в статье «Старообрядческие интеллектуалы соберутся во Ржеве».
Однако заезд некоторых гостей состоялся уже в воскресенье, участники приехали на праздничное богослужение в Покровский старообрядческий храм г. Ржева. После службы гостям был предложен обед и размещение в «Ржевской обители».
Образовательная смена — это уже не первый опыт проведения подобного рода мероприятий. 25 июля 2001 года во Ржеве проходила конференция «Традиции духовного образования в старообрядчестве: история, современность, перспективы».
В конференции участвовали гости из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Были представители и безпоповского согласия, РПЦ МП, светские ученые. По материалам той, прошедшей конференции вышел одноименный сборник, в котором были представлены доклады всех участников.
В настоящем году лекции образовательной смены проходили в новопостроенной часовне «Ржевской обители».
В качестве слушателей чтения посетили не только миряне, но и священнослужители Старообрядческой Церкви: протоиерей Евгений Чунин (г. Ржев), протоиерей Геннадий Чунин (г. Санкт-Петербург), иерей Максим Андреев (п. Шувое), иерей Иоанн Курбацкий (г. Калуга) и другие.
Первый день образовательных чтений начался с докладов старшего преподавателя Высшей школы экономики, сотрудника Академии наук, завуча духовного училища Русской Православной старообрядческой Церкви в 2007-2014 годах А. В. Муравьева «История православия в России в мировом контексте (византийское наследие и мы)» и «Падение Константинополя в XV веке. – Падение православной империи в XVII веке. – Падение государственного православия в России в XX веке» и сообщения кандидата исторических наук Р. А. Майоровa «Возникновение старообрядческих согласий, их развитие, взаимоотношения между ними».
А. В. Муравьев рассказал о византийских традициях на Руси и их дальнейшем развитии. Во втором докладе он сопоставил падение Константинополя с Расколом Русской Церкви и с падением государственного Православия в XX веке в России.
Р. А. Майоров поведал о возникновении белокриницкой (РПСЦ) и новозыбковской (РДЦ) иерархий, согласиях странников, часовенных и других безпоповских направлениях и их особенностях.
Во второй половине дня с сообщением «Вызов свободы и русское православие: нужна ли старообрядцам свобода, для чего и от чего?» снова выступил Алексей Муравьев.
Доклад ученого вызвал серьезное обсуждение присутствующих на чтениях гостей. После дискуссии участникам образовательной смены была предложена ознакомительная экскурсия по Покровскому храму г. Ржева, которую провели о. Евгений Чунин и В. В. Волков. Гости узнали об истории общины, увидели реликвии и книгохранилище.
Во вторник был зачитан доклад автора ряда исследований по истории старообрядчества, старшего научного сотрудника Государственного исторического музея Е. М. Юхименко «О характере полемики между старообрядцами с официальной церковью – стиль диалога и аргументы». К сожалению, сама Елена Михайловна прибыть в «Ржевскую обитель» не смогла, ее доклад был передан организаторам и зачитан. В докладе Е. М. Юхименко прозвучали основные темы диалога между РПсЦ и РПЦ, их аргументы и характер.
После обеда все желающие отправились на экскурсию в Ржевский краеведческий музей. Во второй половине дня А. В Муравьев выступил с докладом «Архаика и современность, архаизаторство и модернизация: зачем сегодняшним старообрядцам “старина”?» Ученый рассказал о старообрядческом восприятии старины и новин, и как в современном мире можно сохранять старину, не вступая в конфликт с гражданским обществом.
Вечером в «Ржевскую обитель» прибыл руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, редактор журнала «Церковь» А. В. Антонов, который поднял тему «На пути к старообрядчеству: менталитет современного старообрядца».
Его сообщение вызвало широкое обсуждение и не могло не порадовать своей искренностью. Антонов поведал о проблемах менталитета современного старообрядца. Затем состоялся круглый стол «Задачи христиан в современном мире в контексте истории». Здесь обсуждались возможности и формы участия христиан в жизнь общества, государства.
Несмотря на некоторую суету и спешку, Александр Васильевич Антонов ответил на пару волнующих современного христианина вопросов.
— Александр Васильевич, почему сейчас среди старообрядцев и не только так много сталинистов?
— Это настоящая беда! Все потому что нет фундамента, люди чувствуют себя незащищенными. Вот говорят часто «Сталина на Вас нет!». Люди, не знающие, что было на самом деле, уверены, что при Сталине был порядок и благоденствие.
— Скажите, а возможно в современном старообрядчестве меценатство?
— А почему нет? Конечно, возможно! У нас, например, есть Роберт (в крещении – Роман) Стабблбайн.
— Да, как раз плод меценатства — часовня в «Ржевской обители».
29 июля, в среду в «Ржевской обители» с докладом «Традиции и методы духовного образования Церкви: Византия, Древняя Русь, старообрядчество» выступил старообрядческий священник, настоятель храма в г. Ростов-на-Дону о. Иоанн Севастьянов. Священник рассказал о традициях духовного образования в Византии, также среди старообрядчества.
Этот день весь был посвящен вопросам образования среди старообрядцев. Р. А. Майоров рассказал о Московском старообрядческом институте, о его создании, деятельности и жизни в Российской Империи. Директор Московского Старообрядческого Духовного училища А. И. Шатохин — об опыте образовательной деятельности МсДУ. Шатохин рассказал о современной жизни старообрядческого духовного училища, его развитии и нуждах.
Также в среду была предложена презентация детского христианского лагеря «Ржевская обитель» — 22 года поиска и подвижничества, которую представил протодиакон Иоанн Чунин. Вечером состоялся круглый стол «Задачи и пути духовного образования в старообрядчестве», в котором приняли участие о. Иоанн Севастьянов, о. Евгений Чунин, пртд. Иоанн Чунин, А. И. Шатохин, Е. В. Лакалина и другие. Участники чтений обсуждали задачи и пути духовного образования в старообрядчестве, это и деятельность духовного училища, приходских воскресных школ.
В этот же день образовательную смену под Ржевом посетила городская телекомпания «Независимая студия «Рит».
В следующий день образовательных чтений религиовед, редактор отдела истории религии Российского исторического журнала «Родина» С. Г. Антоненко выступил с докладами «Конфессиональное окружение православия в современной России» и «Сектоведение: специфические особенности и динамика развития современных сект». Антоненко рассказал о контактах между современными конфессиями нашего государства, о характере полемики.
Здесь же Р. А. Майоров рассказал об эволюции взглядов официальной церкви и государства на старообрядчество и о феномене единоверия. Единоверие до сих пор распространено и вызывает массу обсуждений и вопросов, поэтому особенно информационно ценным оказался доклад исследователя.
Чтения в это день завершились круглым столом «Цели, задачи и пути развития межконфессиональных контактов Старообрядческой Церкви». Участники круглого стола обсудили возможности и пути межконфессиональных контактов РПсЦ с другими религиозными объединениями.
Последний день образовательной смены был не менее насыщенным, по сравнению с предыдущим. Преподаватель Высшей школы психологии, автор и ведущий обучающих программ по православной психологии и психотерапии А. Г. Фомин выступил с сообщениями «Святоотеческое учение о Человеке; формы сознания» и «Покаяние как основа христианского самопознания». Исследователь поведал с философской точки зрения об этих важных темах.
После обеда для всех желающих была организована экскурсия на Мемориальное русско-немецкое кладбище и в Центр патриотического воспитания г. Ржева.
В 16.00 состоялось выступления директора Международного некоммерческого фонда «Центр геополитических экспертиз», заместителя руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ В. М. Коровина «Действующие силы и тенденции в политике РФ: возможность новой Империи».
Коровин отметил, что главным для христианина является, прежде всего, спасение, а затем уже и возможность участвовать в политической жизни своего государства. После сообщения В. М. Коровина состоялся круглый стол «Место Старообрядческой Церкви в политической жизни страны; место христианина в общественной жизни». Здесь участники обсудили то, насколько важным для христианина является участие в общественной жизни страны, и каким образом он может в этом участвовать.
Затем была трапеза, во время которой было сказано немало теплых слов в адрес организаторов образовательных чтений и пожеланий о дальнейшей работе этого начинания.
Около 22 часов участники образовательной смены начали разъезжаться, а кто-то остался в «Ржевской обители» до утра.
***
Слет старообрядческих интеллектуалов произвел большой резонанс в старообрядческом информационном пространстве. Материалы, опубликованные на сайте «Русская вера», вызвали массовый отклик наших читателей.
Особенное внимание вызвало интервью с Валерием Коровиным «Православный сталинизм — это классный термин!». А наибольшее количество комментариев набрало выступление Алексей Муравьева «Свободный человек имеет лицо, которое можно обратить к другим людям». Читатели нашего ресурса разместили 33 комментария на самом сайте и более 150 комментариев в официальной группе сайта «Русская вера», к которой сегодня может присоединиться любой желающий. Адрес группы "Русская вера" ВК: https://vk.com/ruvera_ru.
Жаль, что интересующимся не позволено узнать содержание лекций. Хотя изначально в группе в ВК "Ржевская обитель" говорилось о публикации аудиозаписей, но как это возможно, если большинство лекторов категорически запретили разглашение своих сообщений?
Как часовенные прочитали доклады в часовне, и что там читали никому постороннему нельзя видеть выходит? Какая-то безпоповская тенденция проклевывается.
> Вечером в «Ржевскую обитель» прибыл руководитель информационно-издательского отдела Русской Православной старообрядческой Церкви, редактор журнала «Церковь» А. В. Антонов, который поднял тему «На пути к старообрядчеству: менталитет современного старообрядца».
Данная дискуссия как-то зафиксирована? Можно ознакомиться?
Это было бы интересно всем читателям, но докладчик, к сожалению, запретил публикацию своего сообщения в СМИ.
И зачем такой доклад нужен? Прочитать его десятку человек и все?
А разговоры про открытость церкви, про необходимость просветительской работы и т.п. — это так, ла-ла? Или просветительская деятельность по сто-десятому разу повторить об истинности двуеперстия, красоте знаменного пения и красоте древней иконы, чтоб через год снова вернуться к этим безконечно-увлекательным вопросам?
Старообрядцы такие старообрядцы.
Особенно "коррелируют" эти запреты на публикацию с названием этой статьи: "Путь к просвещению". Хорош путь.
> Ученый рассказал о старообрядческом восприятии старины и новин, и как в современном мире можно сохранять старину, не вступая в конфликт с гражданским обществом.
Этот доклад где-то зафиксирован? С ним можно ознакомиться?
Без публикации аудиозаписей выступлений и их обсуждений это не "съезд интеллектуалов",а какой-то закрытый междусобойчик:(
Абсолютно согласен.
Непонятная партизанщина. к чему такая скрытность?
Будем надеяться, что со временем будет издан такой же сборник докладов как в начале 2000-х годов.
Пока что появляются высказывания, что мероприятие было организовано лишь для того, чтоб слушать "вживую". Абсурд какой-то.